Тосканский маньеризм.

Во Флорентийском искусстве начала века сущетвуют разные тенденции различия. Пьеро ди Козимо тут есть, но есть и новые традиции под влиянием Рима – Рафаэль, Микеланджело, Леонардо.

 

Фра Бартоломео.

Ум 1517г. У него переход от кватроченто к Высокому возрождению наиболее очевидно.

• Благовещение (тут еще сказывается традиция 15 века)

• Мистическое обручение Екатерины – 2шт с разницей в 2года. 1- выверенная, классическая, ясная. 2 – меняется, художник меняет ракурс, большая напряженность композиции, соотношения архитектуры и фигур, цветовая гамма, вся спокойная ясная тема куда-то девается.

• Снятие с креста. Сознательное усиление моментов рефлексии, страсти и эмоции – поддерживают ручки, гладят по головке. Но все это поддерживают внешний эффект, а не глубинное переживание.

 

Андреа дель Сарто. 
Работал везде, и в монументалке, и в станковой.

• Рождество Девы Марии - Цервось Сантиссима Аннунциата во Флоренции – Клострино деи Ворти. Тема плавно и последовательно рассказываема, фигуры мощные и ясные.

• Мадонна с гарпиями – мадонна на античном памятнике, на котором изображены гарпии. Мягкая светотень, ясная, ритмически организованная композиция.

• Мадонна с Младенцев, Святой Елизаветой и Иоанном Крестителем – наша, в Эрмитаже.

Монументальные композиции:

• История иоанна крестителя - Кьостро деи Скатти во Флоренции. Фрески уподобляет скульптуре. Часто рисунки гораздо более живые и непосредственные, нежели окончательные варианты.

• Тайная вечеря - Монастырь СанСавви во Флоренции. Взвешенное, ясное, понятное. Сама идея леонардовская, но в эту масштабную и продуманную систему Леонардо вторгается использование не сути, а только технических приемов. Но тут нету чувства и живого переживания. 

Поздние годы -меняется, окончательно переходит к маньеризму.
- Жертвоприношение авраама. - все продумано, четко, сознательная мистификация действа – летящие фигурки, облака. Совмещает и фантазийную реальность, и пейзаж + сложные позы и повороты.

 

Новое понимание личности диктует и обилие портретов.

• Портрет Лукреции дель Феде – жена. Ранний. Проигрывается тема Джоконды везде, но по-разному. Здесь – пспокойно и интимно. Из системы Леонардо берется не идея представления о величии человека, а наоборот - интимность и камерность.

• Портрет скульптора – сознательное и обыгранное усложнение композиции. Подчеркнуть сложность мира человека. Увеличение роли атрибута – в дс блок мрамора. Маньеристический портрет предельно реалистичен. В ренессансном портрете всегда был бордюрчик, разделявший две реальности. Здесь – граница между ним и нами, отворачивается и отгораживается, гад. Ну и сиди там.

 

Якопо Панторно. ум. 1557Г

“Мастер удивительный, сложный, трагический”. Тучков велит читать биографии Вазари. Жил в домике, куда забирался по приставной лесенке. Забрался сам – поднял лесенку. Зайка:)

Мастер, прекрасно чувствующий архитектуру. Пластика архитектуры переходит в пластику фигур, что подтачивает гармонию. Очень хочет установить связь со сзрителем, взгляд напряженный на нас, но замкнутый.

 

- Декорация главного зала виллы Медичи в Поджо Акаяно. Построил Джулиано да Сангалло для Лоренцо Веиколепного, но сначала она стояла недекорированная. Раньше декорировали лоджии, но никогда не трогали главный зал. Когда медичи начинаю вновь утверждать свою власть – а когда, кстати???? - вилла больше не тихий уголок. Две продольных стены с сюжетами, две торцовых стены – аллегории в люнетах. На стене четкая структурная разница. Стены – земная история, там Цезарь 4 сцены. А в люнетах – декорация, связанная с богами.

Помимо Панторно, здесь работал и дель Сарто. Мастер понимания архитектуры, вписывает фигуры в форму люнета и вокруг светового окна. Программа: Вазари сказал, что тут изображен миф о Вертуне и Помоне. Сейчас тут слева вверху в неприличной позе Бог Либер, одна из персонификаций Вакха, связана с осенью, и справа – Церера. Либер + Церера, плодоносие изобилие блабла. + Ветки лавра. Процветание природного мира возможно только при семье Медичи. + персонификации разных времен года. Поражает удивительно поэтичный язык трактовки мифа, это не желание дословно его рассказывать, а собственное переживание истории, блестящее композиционное решение и холодный тон.

• Страсти Христа в монастыре Чертозы Галуццо. Повод – чума, от которой он бежал в этот маленький городок. Тут видна новая манера, которая получилась под влиянием искусства Севера. Берет северную экспрессию, костюмы, вытянутость фигур.

• Христос перед Пилатом. На смену четкости приходит сложность первого плана, игра с пространствами – лестница и мальчик на заднем. Он сознательно создает мир, живущий по законам, отличным от реальных. Очевидная субъективность всего – я хочу и делаю. Композиция распластывается по плоскости, огромную роль начинают играть силуэты фигур, как бы вписанные друг в друга.

• Христос в Эммаусе. Сознательно вовлекает нас в это пространство, снимает дистанцию между нами и изображенным мирром, но тот мир кажется нам воображаемым. Глаз возможно написал не он. Простонародность персонажей, пятки, грубость моделей. Реалистичность натюрморта, играет с материалом, предельная обостренность реалистического чувства. Т.о. Ирреальное начало, все построено на контрасте между произвольностью языка и его жесткостью и регламентированностью.

• Санта Феличита во Флоренции – Капелла Капони (изн.Капелла Барбадори (арх делал Брунеллески). Панторно делает загородку, чтобы никто не увидел, что он там делает на протяжении трех лет. Я его обожаю. Зовет мальчика на помощь, мальчиком будет Бранзино. 
Программа: Снятие чс креста (центр), евангелисты (тонды) и бог отец в своде, но он не сохранился.

• Снятие с креста. Сознательное усиление всех принципов высокого возрождения – пирамидка вниз головой, фигурки не стоят, они парят без массы. Фигуры не одна за другой, а одна над другой. Объемные фигуры в разной плоскости. Фигуры не могут стоять, они просто скатываются вниз. Фигура Христа обваливается вниз – возможно, есть объяснение – в куполе – бог отец, два ангела хотят унести Христа из этого мира. Типичные панторновские глазки – смотрящие на нас и не видящие. И Вот со всей этой тяжестью нежная и легкая архитектура Брунеллески. Слева в глубине, скорее всего, портрет. В тондах Иоанн точно его, а остальные – неизвестно, может, “мальчик” помог.

• Мадонна со святым иосифом и Иоанном крестителем – из Эрмитажа.

• Встреча Марии и Елизаветы. На рисунке левая фигура прикрывает долевую точку зрения, а на фреске видна улица, он их всех сдвигает в центр. Импульсивность и субъективность манеры. Танцующие фигуры, понимание объема, …

Вдел много Микеладжело, оно его сильно изменило. Тот самый случай, когда “мое искусство делает дураками”

• Битва при Кашине. Сложно понять фигуры, язык дробный, главное – самой идеи победы нет.


• Одинадцать тысяч христианских мучеников.
Это действительно искуссвто страдания, не случайно всплеск интереса после 1 и 2 мировых войн.

Портреты:
Им всегда свойственно чувство затаенной тревоги, одиночества и поиска, где обманули. При этом, всегда имеют некую маску, лицо как бы отстраненное, но мы сквозь нее все равно угадываем.

• Юноша с алебардой

• Женщина в красном. Поза Джоконды. Портретность. Ручка кресла, рука, которые не дают войти, контраст красного и черного. Внутрення значительность, внешняя холодность, портретная четкость и при этом полная неуверенность в себе.

 

Россо Фиорентино. ум. 1541.

С 1530 работает у Франциска 1. Еще более субъективный и напряженный, чем Панторно. Мастер мнументальной жиописи, чувствует декоративное чутье интерьера.

• Снятие с креста – фигуры выходят за грани композиции, падают, как у Панторно. Невозможноть удержать мертвое тело. Тема снятия с креста будет самой важной в его искусстве, будет постоянно ее думать.

• Моисей защищает дочерей Иофора. Куча-мала обнаженки внизу, сверху Моисей и Иофора. 
Это все – ранний маньеризм.

Поздний маньеризм – Бронзино.

 

Жил по 1571г. Знаменует собой новый этап развития маньеризма – придворный маньеризм. Создает идеальную систему этого нового типа. Наиболее ярко проявил в портретах. Ранние и поздние – до и после 40х. Ранние – под влиянием Панторно - элегантность и меланхоличность, очень выверенное ясное и рассудочное понимание человеческой личности. 
Создает категорию парадного портрета, живущего в придворной среде.

• Портрет Гвидобальдо делла Робере.

• Портрет Кувалино Мортели. Похож на горностая из Дамя с Горностаем. Сложная поза фигуры, обилие атрибутов, причем атрибуты показывают зыбкость и неустойчивость. За ним = архитектура вазари. Сама фигура атектонична.

• Портрет юноши. Другой человек – живущий при дворе, вынужденный скрывать свои подлинные эмоции. Чувство собственного достоинства, знает себе цену и смотрит сверху вниз. Опять неустойчивая книжка. Другое понимание личности. Регламентация придворной жизни.

Зрелые портреты:
Вершина развития парадного портрета. Официальность жеста, фигуры. Все с предельной реалистичностью, но все равно есть та отдаленность и дистанция между зрителем и персонажем. Лица и ткани как будто оскульптурены. Никогда не поймем, о чем они думают.

• Бартоломео Пончати

• Лукреция Пончати – парный. Но композиции не совпадают, как у делла Франческа, они не смотрят друг на друга, сами по себе.

• Козимо Медичи- “мадонна в 90е”

• Элеонора Толедская – платье <3<3<3

• Людовико Капони – чувство придворной культуры в абсолюте. Цветом тоже раскрывает персонаж. 



- Декорация Капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио – в этой капелле молилась только она одна. Место для уединенного, личного, приватного моления, но моления правителя. Вся декорация посвящена теме исхода из Египта - исходу из царства Греха, движения к алтарю и истинной вере. Алтарный образ – оплакивание Христа. Но образ подарили какому-то послу, а то, что висит сейчас – копия Бронзино, которую он так и не доделал.

• Мученичество св. Лаврентия. Церковь Сан-Лоренцо. Между 65 и 69гг. Очевидня та мертвенная ситуация, где оказывется манеристическая декорация. Она искусна по исполнению, по использовнию архитектуры, но “за душу не берут”. Тут эта вся куча мала лишена чувства сопереживания Св. Лаврентию.

 

• Венера, Купидон, Безумие и Время Триумф Венеры- Все это предполагает расшифровку. Удивительная красота вещи – сочетание тонов, композиция, + откровенная эротика, но все равно лишена эмоций.