Интернет технологии в управлении социальной сферы

Вопросы для самостоятельной работы

1. Опишите структуру банка данных автоматизированной информационной системы "Адресная социальная помощь".

2. Какие данные, хранящиеся в АИС "Адресная социальная помощь", позволяют анализировать социально-демографическую и социально-экономическую ситуацию района, нуждаемость населения в конкретных видах льгот, социальной помощи и услуг?

3. В каких ведомствах социальной сферы могла бы быть полезна автоматизированная информационная система "Региональное социальное законодательство"?

4. Следует ли рекомендовать органам государственной власти обеспечить на их сайтах свободный удаленный доступ населения к автоматизированной информационной системе "Прожиточный минимум"?

5. Для решения каких задач можно использовать в социальной сфере программный комплекс "Модельные методики автоматизированного учета доходов и уровня жизни населения"?

6. Являются ли рассмотренные в главе автоматизированные информационные технологии базовыми информационными технологиями органов социального развития в Российской Федерации?

7. Раскройте значение автоматизации контроля за принятием решений по обращениям граждан в органы исполнительной власти по социальным вопросам.

 

 

Лекция 7

Интернет предоставляет большие возможности обеспечения доступности и открытости власти для общества. В настоящее время происходит постепенный процесс интеграции административных органов, бизнес структур и граждан страны (а в рамках глобализации — целых государств) в единое информационное пространство, с тем чтобы все структуры стали открытыми и доступными, а их взаимоотношения с рядовыми гражданами были бы предельно упрощены и ускорены. Это, прежде всего, высокий уровень сервиса для населения, а также значительное снижение издержек на взаимодействие с государственными чиновниками.Электронная форма взаимоотношений с гражданами делает все услуги экономичными и оперативными. В социальной сфере это равная доступность благ и услуг образования, медицины, культуры вне зависимости от места проживания, т.е. преодоление регионального неравенства, сокращение расстояний и часовых поясов[19].

На Западе использование Интернета органами управления рассматривается как одна из возможностей повысить эффективность государственной власти. Внедрение информационных технологий в государственное управление позволяет заметно оптимизировать работу госаппарата: снизить издержки на его содержание, сократить время прохождения и согласования документов, усилить межведомственное взаимодействие и более тесную связь с гражданским обществом. Один из самых главных аргументов в пользу "электронного правительства", которые приводят его сторонники, — повышение "прозрачности" власти за счет перехода на новый уровень связи как с гражданами, так и с бизнесом.

Вообще саму возможность использования в социальной сфере свободного удаленного доступа населения к информации, касающейся актуальных проблем жизнедеятельности граждан через Интернет, необходимо рассматривать как одну из величайших ценностей современного общества. Сегодня подобная технология позволяет реализовать целый ряд законодательных гарантий доступа граждан к информации, носивших ранее во многом декларативный характер.

В соответствии со ст. 12 Закона об информации, государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

1) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией;

2) обеспечение взаимодействия таких систем и создание условий для эффективного использования в РФ информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети.

Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями должны:

1) участвовать в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;

2) создавать информационные системы и обеспечивать доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.

С 2006 по 2009 г. в России был введен первый конкретный Перечень обязательных для размещения на сайте в сети Интернет сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования, утверждённый постановлением Правительства

РФ от 12.02.2003 № 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ" (рекомендованный также органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления[20]). Однако требования этого Перечня соблюдались далеко не в полном объеме.

Федеральные органы исполнительной власти зачастую лишь в принудительном порядке на основании судебного решения создавали либо дорабатывали содержание своих сайтов. Что касается ведомств социальной сферы, то, например, в 2004 г. суд обязал Министерство труда и социального развития (в настоящее время — здравоохранения и социального развития) привести в соответствие с законодательством содержание официального сайта. В марте 2005 г. решением суда по иску Института развития свободы информации Федеральная служба по труду и занятости и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию были обязаны разместить на своих сайтах всю необходимую информацию. В октябре 2005 г. подобные требования суд предъявил также к таким значимым для социальной сферы органам, как Главное управление специальных программ Президента РФ и Министерство регионального развития РФ[21].

Основным оправданием государственных органов власти в неисполнении требований законодательства являлось отсутствие в штатном расписании специалистов по ведению сайтов.

Но даже создав собственные сайты, большинство федеральных органов власти ограничивалось формальным исполнением нормативов[22].

В 2009 г. в России принят прогрессивный с точки зрения информатизации социальной сферы Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", вступивший в силу с 1 января 2010 г. Он обязал уже органы власти всех уровней размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет.

Так, в соответствии со ст. 10 этого Закона, государственные органы и органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. В целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), создаются пункты подключения к сети Интернет.

В ст. 13 закреплены требования к содержанию информации, которую государственные органы и органы местного самоуправления, в зависимости от сферы деятельности, обязаны размещать в сети Интернет:

1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления (в том числе наименование и структуру указанных органов, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб, полномочия органа, задачи и функции структурных подразделений; перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия; задачи и функции; перечни территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом, подведомственных организаций и сведения о них; сведения о руководителях (фамилии, имена, отчества, а также - при согласии указанных лиц - иные сведения о них); перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций; сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии));

2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления (в том числе нормативные правовые акты, тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных имуниципальных нужд, административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых к рассмотрению; порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов);

3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, а также о проводимых мероприятиях, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций;

4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. Наряду с этой также и иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций (в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ);

5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;

7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления (в том числе статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления; сведения об использовании выделяемых бюджетных средств; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации);

8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления (в том числе порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу; сведения о вакантных должностях, квалификационные требования к кандидатам на их замещение; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей; перечень подведомственных образовательных учреждений (при наличии));

9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления (в том числе порядок и время приема граждан, порядок рассмотрения и обзоры обращений, обобщенную информацию о результатах рассмотрения обращений и принятых мерах; фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема, обеспечение рассмотрения обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера);

Более конкретно состав информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети Интернет, определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов.

В целом в последние годы отмечается существенный прогресс в формировании и использовании Интернет ресурсов в социальной сфере в России. Активно развивающимися информационными технологиями на базе сети Интернет можно назвать:

• создание и использование web ресурсов государственными (и пока в меньшей степени — муниципальными) органами и учреждениями социальной сферы;

• создание и использование Интернет ресурсов некоммерческими организациями (рис. 4.2);

• создание и ведение баз и банков данных по социальной тематике различными коммерческими организациями (например, по трудоустройству, по частным детским учреждениям, по медицинским услугам и т. п.).

С 30 декабря 2006 г. в России введена обязанность некоммерческих организаций размещать на сайте в сети Интернет годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала не позднее 10 дней с даты его утверждения[23]. Эта беспрецедентная по важности мера позволит довести до населения и органов государственной власти сведения о деятельности фондов, автономных некоммерческих организаций, общественных организаций, общественных фонов и религиозных организаций, доходы от целевого капитала которых используются в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки).

 

ПРИГЛАШАЕМ НА НАШ САЙТ «Молодая семья Прикамья»!

С сентября открылся сайт Краевого центра молодой семьи. Адрес сайта: www.semya-prikamya.ru

Насайте расположены правовые, информационные материалы для молодежи и молодых семей Пермского края. Можно узнать последние новости о мероприятиях для молодых семей; информацию о последних конкурсах и грантах.

Приглашаем к сотрудничеству клуб», центры и объединениямолодых семей, заинтересованныхвразмещении информации о своей работе, впоиске партнеров и единомышленников.

Рис. 4.2. Рекламные листовки о сайте Краевого центра молодой семьи, распространявшиеся в Пермском крае в 2006 г.

Среди наиболее значимых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления для социальной работы на федеральном уровне следует выделить следующие: сайт Мини­стерства здравоохранения и социального развития РФ — www. minzdravsoc.ru; информационный портал ФЦП "Электронная Россия" — www.e-rus.ru; сайт Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов — www.rost ru (рекламу сайта см. на рис. 4.3); Интернет проект "Усыновление в России" Министерства образования и науки РФ (Департамент воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей) — http://www.usynovite.ru/ (баннер см. на рис. 4.4) и др.

 

 
 

Рис. 4.3. Реклама сайта Совета при Президенте России

по реализации приоритетных национальных проектов

"Приоритетные национальные проекты" — http://www.rost.ru[24]


Рис. 4.4. Баннер сайта Интернет-проекта

"Усыновление в России" Министерства образования и науки РФ

(Департамент воспитания, дополнительного образования

и социальной защиты детей, http://www.usynovite.ru/)

 

В Пермском крае успешно реализуется аналогичный проект. Краевым Министерством социального развития и ведутся три сайта по усыновлению[6]:

1. "Усыновление детей" — www.usinovitedetei.ru (с 2008 г.), предоставляющий информацию на русском и английском язы­ках для кандидатов в усыновители о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, о порядке усыновления. За 9 месяцев 2009 г. 178 из 227 детей, информация о которых была размещена на сайте, были усыновлены. Посещаемость сайта только за август 2009 г. составила 157716 посещений. Эти факты свидетельствуют о несомненно высокой популярности и эффективности интернет-ресурса.

2. "Требуется мама" — www.mama.perm.ru (с 2008 г.), также содержащий информацию о детях, подлежащих усыновлению, о процедуре усыновления и опеки, а также сведения о проблемах детей-сирот и детских учреждений. Одной из задач ресурса является формирование позитивного общественного мнения по вопросу усыновления.

3. "Виртуальные родители, наставники, друзья" — www. virtualparents.ru (с 2007 г.), посвященный детям-инвалидам, оставшимся сиротами или без попечения родителей и прожи­вающим в двух специализированных детских домах-интернатах Пермского края — Осинском и Рудничном. Виртуальное общение с такими детьми нацелено на их социально-психологическую поддержку, преодоление социальной изоляции, развитие навы­ков социальных контактов и работы с компьютером. В среднем ежемесячно на сайте регистрируется около 50 писем детям.

Еще один интересный социальный проект в Перми — сайт "Права детей в образовательном учреждении" http://www.za-detey.perm.ru и 5 информационных терминалов, установлен­ных в крупных торговых центрах (рис. 4.5) в рамках городской целевой программы "Развитие образования города Перми до 2010 года". Через них любой человек может сообщить о случаях нарушения прав ребенка в школе, детском саду или клубе по месту жительства. Интерфейсы сайта и терминалов унифицированы. Информация передается компетентным учреждениям и ответственным должностным лицам, включая городской Департамент образования

В Самарской области подобный опыт использования терминалов внедрен в социальном обслуживании населения. Созданная в этом регионе система общедоступных Интернет киосков позволяет гражданам взаимодействовать с представителями органов исполнительной власти по актуальным вопросам, получать адресную информацию о порядке и условиях предоставления социальных льгот, делать удаленные запросы на предоставление услуги, получать информацию о готовности оформляемых документов, получать сведения об организациях, которые могут

 


 


Рис. 4.5. Терминал проекта "Права детей в образовательном учреждении"

в торговом центре (Пермь, 2010)

предоставить запрашиваемые услуги. Причем простой и дружественный интерфейс создан специально для людей без опыта работы в Интернете Нововведение, по оценкам специалистов, позволило экономить как личное время клиентов, так и рабочее время социальных работников. Технология вызывает неподдельный интерес и пользуется достаточной популярностью у посетителей[25].

Тем не менее, пока к основным недостаткам российских сайтов, представляющих органы государственной власти, специалисты относят несовершенство обратной связи; отсутствие интерактивных разделов, в рамках которых посетители могли бы общаться и решать текущие проблемы (гостевая книга, конференция, форум); несоответствие контента потребностям и интересам целевой аудитории пользователей и отсутствие оперативного администрирования.

Соответственно можно сформулировать условия, при которых сетевые ресурсы государственных органов социальной сферы могут стать популярными.

1. Современный дизайн, соответствие требованиям времени на уровне структуры и технологий — обязательные требования.

2. Ресурс должен оперативно обновляться. Возможности сети Интернет позволяют свести разрыв от появления новости до ее публикации буквально к нескольким минутам.

3. Информация должна быть эксклюзивной и востребованной. Необходимо тщательно исследовать потребности аудитории для формирования контента.

Отсутствием интересных, полезных и важных для населения Интернет ресурсов обусловлены низкие темпы роста числа пользователей в нашей стране. Сравним распространение мобильных телефонов и компьютеров с Интернетом в России. По оценкам фонда "Общественное мнение", пользователями сети Интернет являются 43,3 млн человек, или 37% населения России старше 18 лет[26]. При этом большинство россиян пока не только никогда не бывали во Всемирной паутине, но и не испытывают желания начать ею пользоваться.

В то же время мобильную связь могут себе позволить практически все россияне (в 2009 г. было зарегистрировано 150 млн пользователей, что превышает численность населения страны[27]). То есть по количеству владельцев мобильных телефонов мы вполне соответствуем западноевропейским нормам. Из этих цифр специалисты делают вывод, что если у населения есть возможность массово пользоваться мобильной связью, компьютеры и Интернет себе тоже смогли бы позволить. Не происходит этого, очевидно, потому, что нет такой потребности. Даже когда компьютеры есть, их возможности используются далеко не всеми. Значит, нужна информация, для доступа к которой требовались бы компьютер и соединение с Интернетом. Этой информации все еще недостаточно. Кроме того, требуется обучение населения новым информационным технологиям, нужны программы, необходимо создание инструментов и потребности в их использовании.