Упражнения для самопроверки
№1. От глагола победить, убедить, затмить, дерзить, очутиться и некоторых других 1-е лицо единственного числа не употребляется. Замените такие глаголы, данные в скобках, близкими по значению описательными формами ( в 1-м лице настоящего или будущего времени).
О б р а з е ц. Я (победить) своего противника. – Я хочу обязательно победить своего противника (или: Я постараюсь победить…; или: Я надеюсь победить… и т.д.).
1) Я (убедить) вас в правильности моих взглядов. 2) Поняв, что (дерзить) напрасно, я попросил у товарища извинения. 3) Если я не сдам экзамена,то (очутиться) в неприятном положении.
1. От следующих глаголов образуйте 3-е лицо единственного числа настоящего времени. Подчеркните чередующиеся согласные.
Махать – машут, колыхать. Плакать – плачет, клокотать, ткать. Плескать – плещет, полоскать, хлестать. Сыпать – сыплет, щипать, трепать, дремать.
№2.Употребите глаголы в форме настоящего времени.
1) Сосны вершинами (махать) приветно.
2) Лиловая занавеска чуть – чуть (колыхаться) от ветра.
3) (Кликать) трубы молодого казака.
4) Не пенится море, не (плескать) волна.
5) Волхов пеной серебристою в берег (хлестать).
6) (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок.
7) Мороз слегка (щипать) за щёки.
8) Всё (дремать), но (дремать) напряжённо-чутко.
9) …Несётся Терек, волнами точит дикий берег, (клокотать) вкруг огромных скал.
10) Опять сомненье душу (глодать).
№3. Поставьте глаголы в нужной форме.
1) «Чего ты (хотеть) от меня?» — нахмурясь, голову вскричала. (П.)
2) Своей дремоты превозмочь не (хотеть) воздух. (П.)
3) Вы отдохнуть (хотеть;)? (Т.)
4) Как удержать негодованье уста упрямые (хотеть)! (П.)
5) Евгений смотрит: видит лодку, он к ней (бежать) как на находку.(П.)
6) Смутилось сердце киевлян; (бежать) нестройными толпами... (П.)
7) Государь мой! Куда вы (бежать)? (Н.)
8) Солнце так и (жечь). (Григ.)
9) Прервётся ли души холодный сон, поэзии (зажечься) ль упоенье? (П.)
10) Оба они любовно (чтить) память о ней. (М. Г.)
11) Вот что: ты (ехать) один, (ехать)! (Розов) 1
2) Не играй, кошка, углём: лапу (обжечь). (Посл.)
№4. Употребите данные глаголы в форме прошедшего, а затем настоящего или будущего времени. Спишите, подчёркивая в неопределённой форме и в прошедшем времени глагольный суффикс, а в настоящем и в будущем времени — личные окончания.
I. Видеть — видел — видит, обидеть — обидел — обидит; ненавидеть, сеять, веять, реять, таять, лаять, чуять, лелеять, каяться, маяться, надеяться, затеять, слышать.
П. Цепенеть — цепенел — цепенеет; одеревенеть, окостенеть, обледенеть, остолбенеть.
№5. Спишите. Подчеркните глаголы прошедшего времени одной чертой, настоящего — двумя.
1) Лёд та..т. Снег раста..л.
2) В небе ре..т орёл. Он далеко вид..т кругом. Вот увид..л внизу зайца и камнем рухнул вниз.
3) Тихон полностью завис.т от своей матери Кабанихи. Тихон завис..л от своей матери.
4) На улице гром-ко ла..т собачонка. Она пола..ла, пола..ла и замолчала.
5) Осторожно пробирается заяц, слыш..т каждый шорох, издалека чу..т опасность. Услыш..л, как хрустнула ветка, почу..л недоброе, притаился.
№6. Образуйте от данных глаголов совершенного вида глаголы несовершенного вида при
помощи суффиксов ~ыва-, -ива-, -ва- и, где нужно, чередования звуков в корне. Корни обозначьте.
Опоздать — опаздывать, сознаться — сознаваться; размолоть, распороть, оглядеться, оттаять, запаять, осмеять, раскаяться, подогреть, выпить, напеть, вылить, одолеть, развеять, развить, достать, узнать, издать, распродать, восстать, развалить, развеяться, рассказать, устать.
№7. От данных глаголов при помощи суффиксов -ива-, -ыва- образуйте глаголы несовершенного вида (они отвечают на вопрос что делать?). Подчеркните корневые гласные о или а и расставьте ударение. Составьте словосочетания с глаголами, образованными от выделенных слов.
Заработать — зарабатывать, освоить, удостоить, усвоить, удвоить, затронуть.
Обусловить — обусловливать, опорочить, подытожить, сосредоточить, узаконить, уполномочить, упрочить.
№8. Спишите. Подчеркните корневые гласные в глаголах на -ива-, -ыва-.
1) Войска сосредот..чивались у переправы.
2) Дальнейшие переговоры уполном..чивался вести глава делегации.
3) Нельзя мириться с недоделками в жилищном строительстве и узак..нивать их. (Газ.)
4) Осв..ивались новые области нашей необ..ятной Родины. (Ушаков)
5) Леса обусл..вливают климат. (Ч.)