Рейтинговая система обучения

 

Рейтинговая система обучения разработана и действует на основании целей и задач высшей школы и предназначена для оказания существенного влияния на качество подготовки будущих специалистов.

Данная система имеет целью осуществление непрерывного и ритмичного изучения учебного материала в течение семестра и усиление контроля за глубиной и качеством его усвоения студентами-бакалаврами, а также выработку у них навыков систематической само­стоятельной работы, воспитание у них ответственности за ка­чество собственной подготовки.

Основными видами поэтапного контроля результатов обучения студентов являются: входной контроль, текущий контроль, рубежный (промежуточный) контроль, выходной контроль (экзамен или зачет).

Кафедры могут применять разнообразные формы и методы контроля уровня знаний, умений и навыков студентов. Графики проведения поэтапных контролей утверждаются на заседаниях кафедры по представлению лектора.

Каждая кафедра с учетом специфики преподаваемых дисциплин самостоятельно разрабатывает форму аттеста­ции студентов (контрольная работа, коллокви­ум, устный опрос, тестовый или машинный контроль, в т.ч. на ПЭВМ, подготовка рефератов, индивидуальное собеседова­ние, выполнение домашнего задания и т.п.).

Для подготовки к рубежным и выходному контролям обучаемых снабжают необходимыми методическими материалами для обеспечения контроля знаний студентов (перечень тем и во­просов, изучаемых с преподавателем и самостоятельно; пере­чень тестов, вопросов, задач и т.п.; списки рекомендуемой ли­тературы, методических разработок и т.п.

Преподаватели исполь­зуют рейтинговую систему оценки знаний, умений и навыков студентов, при которой учитываются все виды учебной дея­тельности студента, оцениваемые определенным количеством баллов по изучаемой дисциплине. В итоговую сумму баллов входят результаты всех кон­тролируемых видов деятельности студента - практические и лабораторные занятия, домашние задания, контрольные рабо­ты, активность на семинарских занятиях и коллоквиумах, в ходе деловых игр и т.п.

Рейтинг - индивидуальный кумулятивный индекс студента. Оценка знаний, умений и навыков с помощью рей­тинга подразумевает, что повседневная работа студента над предметом отражается в конечной суммарной оценке.

Использование этой системы позволяет достичь точной оценкой того места, которое конкретный сту­дент занимает среди своих сокурсников (первый, восьмой, семьдесят шестой и т.д. студент курса, факультета и вуза в це­лом) по итогам сдачи сессии;

Кроме того у студента возникает мотивация в получении наибольшего количества баллов не только по дисциплинам, заканчиваю­щимся экзаменом, но и по дисциплинам, заканчивающимся зачетом, так как суммарный рейтинг влияет на величину над­бавки к стипендии;

По итогам рейтинга создаются точные и бесспорные критерии при определении кандидатур в аспирантуру, распределении на работу и предос­тавлений других льгот.

Общий (итоговый) рейтинг по дисциплине склады­вается из входного, рубежных, выходного (экзамена или заче­та) и творческого рейтинга.

Рейтинг за выполнение курсовой работы или проекта в итоговый рейтинг по дисциплине не включается, так как учеб­ными планами любой специальности этот вид работы оцени­вается как самостоятельная работа студента с обязательной записью результатов в зачетную книжку и зачетно-экзаме­национную ведомость. Рейтинг за выполнение курсовой рабо­ты оценивается количеством баллов, составляющим не более 25 %, а курсового проекта - не более 30 % от максимально возможного рейтинга данной дисциплины (решение принима­ет кафедра).

Входной (стартовый) рейтинг - результат входно­го контроля, проводимого с целью проверки исходного уровня подготовленности студента и оценки его соответствия предъ­являемым требованиям для изучения данной дисциплины. Он проводится на первом занятии при переходе к изучению новой дисциплины (курса, раздела). Оптимальные формы и методы входного контроля: тестирование, программированный опрос, в т.ч. с применением персональных компьютеров (далее ПК) и технических средств обучения (далее ТСО), решение комплексных и расчетно-графических задач и др. Входной контроль должен охватывать все основные стороны базисной подготовки, быть максимально объективным и непродолжительным по времени. Максимальное число баллов, которое может набрать студент на входном контроле, составляет не более 10 % от общего рей­тинга дисциплины.

Рубежный рейтинг - результат рубежного (промежуточ­ного) контроля по каждому модулю дисциплины, проводимого с целью оценки уровня знаний, умений и навыков студента по результатам изучения модуля. Оптимальные формы и методы рубежного контроля: устные собеседования, письменные кон­трольные опросы, в т.ч. с использованием ПК и ТСО, ре­зультаты выполнения практических заданий. В качестве прак­тических заданий могут выступать крупные части (этапы) кур­совой работы или проекта, расчетно-графические задания, микропроекты и т.п. Максимальное число баллов, которое может набрать студент по итогам рубежных контролей по всем модулям дисциплины, как правило, должно составлять не более 45-50 % от общего рейтинга дисциплины.

Выходной рейтинг - результат аттестации на окончатель­ном этапе изучения дисциплины по итогам сдачи зачета или экзамена, проводимых с целью проверки освоения информаци­онно-теоретического компонента в целом и основ практической деятельности в частности. Оптимальные формы и методы вы­ходного контроля: письменные экзаменационные или кон­трольные работы, индивидуальные собеседования. Максималь­ное число баллов, которое может набрать студент на выходном контроле, составляет до 30 % от общего рейтинга дисциплины.

Творческий рейтинг - составная часть общего рейтинга дисциплины, представляет собой результат выполнения сту­дентом индивидуального творческого домашнего задания раз­личных уровней сложности. Студент сам выбирает уровень сложности задания, выполнение которого добавляет к набран­ному рейтингу определенное, заранее известное число баллов, но не более 15 % от общего рейтинга дисциплины.

Рейтинговая система успешно работает при ее введе­нии по всем дисциплинам. Рейтинг студента является основа­нием для назначения стипендии и надбавок к ней, материаль­ных и моральных поощрений, предоставления различных льгот, перевода на индивидуальный план обучения, распреде­ления на практику и т.д.

Студент обязан отчитаться по всем модулям дисципли­ны и с учетом выходного контроля набрать не менее 60 % бал­лов от максимального их количества по данной дисциплине.

При изучении каждого модуля дисциплины проводит­ся текущий контроль с целью проверки и коррекции хода ос­воения теоретического материала и практических умений и навыков. По возможности, он проводится на каждом аудитор­ном занятии. Оптимальные формы и методы текущего контро­ля: устное выборочное собеседование, письменные фронталь­ные опросы, в т.ч. с использованием персональных компьютеров и технических средств обучения, проверка и оценка выполнения практических заданий и др.

После сдачи модуля каждому студенту в журнале ака­демической группы выставляется рейтинг в баллах. Модуль считается сданным, если студент получил не менее 60 % бал­лов от максимально возможного количества, которое мог бы получить за этот модуль.

Студент, не сдавший модуль, продолжает учиться и имеет право сдавать следующий модуль по этой дисциплине.

Пересдача несданного модуля разрешается в период до срока сдачи последующего модуля. Графики пересдач состав­ляются на кафедрах. Сведения о ликвидации задолженности по предыдущему модулю представляются в деканат при сдаче результатов последующего (очередного) модуля.

Сведения о сдаче модуля и посещаемости занятий представляются в деканат соответствующего факультета в конце недели, на которой по графику кафедры планировался отчет по модулю.

В конце семестра на основании поэтапного контроля хода обучения суммируются баллы входного, рубежных и творческого рейтингов и принимается решение о допуске сту­дента к выходному контролю или освобождении от его сдачи.

Если студент по результатам входного, рубежных и творче­ского рейтингов набрал в сумме менее 40% баллов от макси­мального рейтинга дисциплины, то до выходного контроля он не допускается и считается задолжником по этой дисциплине.

Если же сумма баллов составляет более 60 % от максималь­ного рейтинга дисциплины, то по усмотреншр преподавателя ему может быть проставлен зачет или экзаменационная оценка без сдачи выходного контроля. В этом случае к набранному рейтингу добавляются поощрительные баллы. Максимальное их число составляет до 30 % от общего рейтинга дисциплины, т.е. то количество, которое может набрать студент на выходном контроле согласно внутрикафедральному положению об атте­стации и оценке знаний студентов по дисциплинам кафедры. Если успеваемость студента оценивается на «хорошо», добавляются поощритель­ные баллы в количестве 10-20 % от общего рейтинга дисцип­лины, если на «отлично» - в количестве 20-30 %.

Поощрительные баллы добавляются как по дисциплинам, имеющим форму итогового контроля в виде экзамена, так и по дисциплинам, заканчивающимся зачетом. Если по дисципли­нам, заканчивающимся зачетом, не предусмотрено проведение выходного контроля, то предназначенные для него баллы (до 30 % от общего рейтинга дисциплины) распределяются по мо­дулям дисциплины.

Студенты, набравшие в течение семестра от 40 до 60 % баллов от максимального рейтинга дисциплины, обязаны сда­вать выходной контроль. Выходной контроль сдают также студенты, набравшие более 60 % баллов, но работавшие в те­чение семестра не систематически, несвоевременно сдававшие модули и не заслуживающие поощрительных баллов.

По набранному общему (итоговому) рейтингу дисцип­лины в зачетную книжку и зачетно-экзаменационную ведо­мость каждому студенту выставляется зачет или экзаменаци­онная оценка. Привести рейтинговую систему оценки резуль­татов обучения к принятой в вузах четырехбалльной системе можно, исходя из следующих соотношений:

86-100 % общего рейтинга - «отлично», 73-85 % общего рейтинга - «хорошо», 60-72 % общего рейтинга - «удовлетворительно», менее 60 % общего рейтинга - «неудовлетворительно», «незачет».

В соответствии с Уставом университета и Положением о курсовых экзаменах и зачетах в вузах:

· студенты допускаются к экзаменационной сессии при усло­вии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, вы­полнения и сдачи установленных расчетно-графических и дру­гих работ по дисциплинам учебного плана данного семестра;

· студентам, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни или по другим уважитель­ным причинам, документально подтвержденным соответст­вующим учреждением, распоряжением декана факультета устанавливаются индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов;

· неявка на экзамен отмечается в экзаменационной ведомо­сти словами «не явился». Если эта неявка была по неуважи­тельной причине, то деканом факультета проставляется не­удовлетворительная оценка;

· студенты, не сдавшие экзамены или не присутствовавшие без уважительных причин на экзаменах по трем дисциплинам, отчисляются из университета за академическую задолжен­ность;

· студентам, получившим не более двух неудовлетворитель­ных оценок, устанавливается срок ликвидации задолженности, но не позднее дня фактического начала занятий в следующем семестре;

· пересдача экзамена с неудовлетворительной оценкой в пе­риод экзаменационной сессии не допускается. Пересдача эк­заменов проводится по окончании экзаменационной сессии по ведомостям пересдач или экзаменационным листам;

· пересдача неудовлетворительной оценки по одному и тому же экзамену допускается не более двух раз. Студент, дважды по­лучивший на экзамене неудовлетворительную оценку, третий раз сдает экзамен комиссии. Состав комиссии и сроки приема экза­мена определяются распоряжением декана факультета. Студент, не сдавший экзамен комиссии, отчисляется из университета за академическую задолженность.

Подсчет итогов успеваемости и назначение студентов на стипендию проводятся по основным экзаменационным ве­домостям.

В течение семестра по представлениям деканов фа­культетов по результатам текущего контроля хода обучения из университета отчисляются студенты, не сдавшие по неуважи­тельным причинам модули по пяти и более дисциплинам или пропустившие более 100 учебных часов обязательных ауди­торных занятий, за невыполнение обязанностей студентов, предусмотренных Уставом университета. Студентам, пропус­тившим занятия по уважительным причинам, документально подтвержденным соответствующим учреждением, предостав­ляется право оформить академический отпуск или повторное обучение.

За особые успехи в учебной деятельности лучшим студентам Решением Ученого совета университета в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств может на­значаться повышенная стипендия.

Если студент по итогам семестра от максимально воз­можного количества баллов по всем дисциплинам, изучаемым в семестре, набрал:

96-100 % баллов - устанавливается надбавка к стипендии в размере 40 %;

86-95 % баллов - устанавливается надбавка к стипендии в размере 20 %;