Интеллектуализация
Замещение
Это происходит тогда, когда мы косвенно выражаем чувство, которое наше сознание или воспитание запрещают выражать прямо. Например, ребенок может испытывать чувство враждебности по отношению к родителям. Его сознание улавливает это чувство и говорит ему, что иметь такое чувство по отношению к родителям нельзя, и это чувство ужасно. Тогда ребенок подавляет в себе это чувство, но для того, чтобы избавиться от горечи и враждебности, которые он должен подавлять, при этом он направляет это чувство на что-нибудь другое и начинает, к примеру, ломать игрушки или дела. Замещение проявляется и тогда, когда человек ревнует другого, но не хочет признаваться в этом.
Обычно ревнующий человек обращает внимание и придирается к каким-то мелким недостаткам того, кого он ревнует, то есть „делает из мухи слона". Замещение может принимать форму критики того, кому мы завидуем, его голоса, стрижки, словарного запаса или других личных качеств. Замещение в нас простирается гораздо шире, чем мы себе это представляем. Но, как мы уже говорили, не нужно пытаться избавиться от этого защитного механизма, если мы еще не справились с причиной, которая его вызвала.
Наиболее частая форма замещения наблюдается тогда, когда мы сталкиваемся с неприятным событием или отношением, с которым мы не можем смириться (поэтому мы его подавляем), и делаем упор на какую-то деталь, которая не так смущает наше „я". Мы беспокоимся и волнуемся по пустякам, которые в действительности этого не стоят. Делаем мы это для того, чтобы избавиться от более сильного страха или трудностей, с которыми нам не хочется сталкиваться. Иногда муж с женой делают это в своих супружеских отношениях. В глубине души они презирают друг друга, но вместо того, чтобы определить источник взаимных трудностей, они будут ссориться с яростью из-за пустяков.
Это происходит, когда человек избегает аспектов, которые эмоционально тревожат его, при этом он пытается относиться к ним беспристрастно и объективно. Этот вид защиты особенно любят образованные люди и те, кому хотелось бы считать себя образованными. Это механизм личности, с помощью которого чувства отделяются от идей, и им никогда не позволяют встретиться.
В известной истории, когда Иисус встретился с самарянкой, как это описано в Евангелии от Иоанна 4, мы видим, как работает этот механизм. Женщина была прекрасно подготовлена к тому, чтобы обсуждать, где нужно поклоняться Богу, в Иерусалиме или на горе Гаризим. Но Иисус перевел разговор из области ее интеллекта в область ее эмоций, оказав мягкое давление на ее совесть, велев ей: „Пойди, позови мужа твоего". Иисус спокойно проник за пределы ее защиты, показав ей, что Бог хочет установить Свой трон не просто в городе или на горе, а в человеческом сердце.
Нехристиане очень часто пользуются этим механизмом, особенно когда слышат призыв Иисуса Христа. Один проповедник рассказывал, как во время своего служения в маленькой деревне он познакомился с местным умником, который сказал ему, что испытывает большие трудности с теорией „кенозиса" — теорией о том, что Христос отказался от божественных атрибутов и принял человеческий облик. Проповедник догадался, что это самый настоящий интеллектуальный механизм защиты, который удерживает его от сути вопроса — личного греха и тревожных чувств, которые его сопровождают. Итак, он осторожно перевел разговор на то, что проблемой человека является не теория „кенозиса", а Декалог. Он нарушил Божьи заповеди и был грешником. Когда человек был прямо поставлен перед этим вопросом, он сам понял, что интеллектуализация была простым механизмом защиты, который отвлекал его внимание от тревожных чувств, которые возникали, поскольку он знал о своей потребности в покаянии и обращении.
Через интеллектуализацию встревоженный человек может иногда обмануть даже опытного, обученного духовного наставника (и самого себя тоже), убеждая его в том, что никаких проблем нет.