Антикоррупционная экспертиза на уровне субъектов РФ

 

Антикоррупционная Э. НПА и их проектов проводится и на уровне субъектов РФ. В Забайкальском крае осуществление Э. на коррупциогенность регулирует закон ЗК «Об антикоррупционной Э. правовых актов и их проектов» от 29.12.2008 г. № 110-ЗЗК.

Ст. 1 названного закона закрепляет цель проведения рассматриваемой Э., а именно – выявление и устранение несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий.

Интересен тот момент, что проведение антикоррупционной Э. на федеральном уровне предполагается обязательным в отношении всех НПА и их проектов. Что же касается правовых актов ЗК, то ст. 2 названного закона закрепляет следующую норму.

Решение о проведении антикоррупционной экспертизы:

- действующего закона Забайкальского края принимается Губернатором или Законодательным Собранием.

- проекта закона края – Законодательным Собранием Забайкальского края после рассмотрения проекта соответствующего закона в первом чтении.

- действующих правовых актов Правительства края и ОИВ края – Правительством края.

- проекта правового акта высшего Правительства ЗК и иных органов исполнительной власти края – руководителем органа, ответственного за разработку проекта.

- действующих правовых актов органов местного самоуправления и их проектов принимается в порядке, устанавливаемом органами местного самоуправления.

Т.о. закон ЗК не закрепляет обязательность проведения данной Э. в отношении всех НПА и их проектов. Например, для сравнения, в Мурманской, Воронежской области в законах субъекта Федерации для проведения антикоррупционной Э. не требуется решения какого-либо органа или должностного лица, все НПА проверяются в обязательном порядке.

Закон ЗК конкретно не называет субъекта антикоррупционной Э., согласно ч.1 ст. 3 данная Э. проводится в срок не более 30 дней уполномоченным на то лицом.

Ст. 4 перечисляет коррупционные факторы, которые могут быть выявлены при Э. стоит отметить, что они дублируют закрепленные в федеральном законодательстве факторы.

Закон ЗК закрепил обязательные структурные элементы составляемого по результатам Э. заключения.

Так, в нем отражаются следующие сведения и вопросы:

1) наличие в анализируемом правовом акте или его проекте норм, содержащих коррупциогенные факторы; обоснование их коррупциогенности;

2) наличие в правовом акте или его проекте превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению;

3) рекомендации по изменению формулировок правовых норм для устранения их коррупциогенности.

Ст. 5 закона ЗК закрепляет новационную норму – Депутат Законодательного органа ЗК, государственные и муниципальные служащие, выявившие коррупциогенный фактор, обязаны незамедлительно письменно информировать об этом Законодательное Собрание и представителя нанимателя соответственно.

Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства проводился мониторинг антикоррупционной деятельности в регионах России, по результатам которого, в отношении этой деятельности в Забайкальском крае, получены следующие данные:

- закон субъекта о противодействии коррупции принят, но он не размещен на официальном сайте для всеобщего просмотра;

- Межведомственный координационный совет по противодействию коррупции создан распоряжением Губернатора Забайкальского края 01.11.2008 года N 822-р;

- программа противодействия коррупции в ЗК на 2009-2011 г.г. утверждена Губернатором 26.06.2009 г., № 238-р;

- проведение антикоррупционной Э. регулируется законом ЗК, но методика ее проведения не разработана.

Качество антикоррупционной деятельности в ЗК оценивается в 13,6 баллов (сравнение: Адыгея – 4,6; Ростовская область – 6,7; Удмуртия – 10,8, Дагестан - 14).

Управлением Министерства Юстиции РФ по ЗК в 2009 г. проведена антикоррупционная Э. 2093 НПА ЗК, ЧО, АБАО, коррупциогенные факторы выявлены в 46 НПА (в т.ч. в проектах).

Наиболее типичными коррупциогенными факторами, выявленными в НПА ЗК являются:

- широта дискреционных полномочий;

- определение компетенции по формуле "вправе";

- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.

На основании заключений о выявленных коррупциогенных факторах, направленных в органы государственной власти Забайкальского края, в соответствие с действующим законодательством приведены все нормативные правовые акты Забайкальского края, Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (в том числе проекты НПА).

Исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, органами местного самоуправления, контрольно-ревизионными и надзорными органами принимаются меры по предотвращению коррупционных правонарушений, профилактике коррупционных правонарушений. В целях реализации законодательства о противодействии коррупции в каждом органе исполнительной власти края, территориальных органах исполнительной власти созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.