Объекты, субъекты, виды юридической экспертизы НПА и их проектов

 

Юридическую Э. НПА и их проектов можно подразделить по уровню и ветвям государственной власти:

1. Федеральный уровень:

а) проведение экспертизы НПА КС РФ, объектами выступают:

- НПА ОГВ и нормативных договоров м/у ними;

- международные договора, не вступившие в силу.

При этом КС РФ проводит Э. только на предмет соответствия НПА КРФ.

б) юридическая экспертиза законопроектов Государственной Думой РФ.

в) Э. законопроектов Советом Федерации РФ.

г) юридическая Э., проводимая в Министерстве Юстиции РФ, объекты:

- проектов законодательных и иных НПА, вносимых ФОИВ на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;

- НПА субъектов РФ на предмет их соответствия КРФ и федеральным законам;

д) юридическая Э. проектов НПА, проводимая в Министерствах РФ и Федеральных службах РФ на предмет выявления положений, способствующих распространению коррупции (пример МВД, ФССП, ФС по надзору в сфере образования и науки);

е) юридическая Э., проводимая в Общественной палате РФ, ее объекты:

- проекты ФЗ;

- проекты законов субъекта РФ;

- проекты НПА органов исполнительной власти РФ;

- проекты правовых актов ОМС.

2. Региональный уровень.

а) юридическая Э., проводимая в Конституционных (уставных) судах субъекта РФ, на предмет соответствия НПА субъекта РФ Конституции (Уставу) данного субъекта;

б) юридическая Э., проводимая в законодательном органе субъекта РФ;

в) юридическая Э., проводимая в ОИВ субъекта РФ и в подразделениях ФОИВ по субъекту РФ.

3. Местный уровень.

- юридическая Э. НПА муниципальных образований в органах муниципального образования, вносимых в представительный орган МСУ в порядке правотворческой инициативы.

Виды юридической Э. НПА:

1) собственно правовая Э. – состоит в проверке соответствия НПА КРФ, ФЗ, иным вышестоящим нормативно-правовым актам.

2) технико-юридическая Э. – состоит в проверке соблюдения правил юридической техники (соответствие формы акта, четкость и определенность НПА, соблюдение общей и юридической культуры, рациональная структура акта, наличие реквизитов и т.п.).

3) лингвистическая Э. – заключается в оценке соответствия НПА нормам современного русского литературного языка с учетом особенностей языка правовых актов и даче рекомендаций по устранению грамматических, синтаксических, стилистических, логических, редакционно-технических ошибок и ошибок в использовании терминов.

4) финансово-экономическая Э. – состоит в оценке финансово-экономического обоснования к проектам НПА.

5) антикоррупционная Э. – заключается в анализе НПА на предмет выявления положений, способствующих развитию коррупции.

6) экологическая Э. – проводится в отношении проектов федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду.

7) криминологическая Э. – состоит в оценке НПА, с целью выявления положений, могущих оказать воздействие на криминогенную обстановку.

8) научная Э. – проводится в целях обоснования целесообразности принятия НПА, для анализа соответствия научным разработкам и современным технологиям (в различных областях знаний) и др.