Продукция транспорта.

Транспорт — это сфера материального про­изводства, продукцией которого является перемещение пассажиров и грузов. Без транспорта не возможен законченный процесс производ­ства. И в этом его решающее значение.

Для оценки перевозочной работы используются следующие основ­ные показатели:

число отправленных (перевезенных) пассажиров А за определенный период времени, обычно за год;

число отправленных (перевезенных) тонн грузов Р за определенный период времени, обычно за год;

грузооборот ∑Р1 в тонно-километрах (ткм), представляющий со­бой сумму произведений массы перевезенных видов грузов Р на рас­стояние (дальность) /перевозок;

пассажирооборот ∑AI в пассажиро-километрах, представляющих собой сумму произведений числа перевезенных пассажиров Л на рас­стояние /перевозки.

На железнодорожном транспорте устанавливают также грузона­пряженность и показатели использования вагонов и локомотивов.

Грузонапряженность железных дорог, характеризуемая средним ко­личеством выполненных тонно-километров или приведенных тонно-километров, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины

Под эксплуатационной длиной (L)K) понимают протяжение желез­нодорожных линий между станциями без учета путей: второго глав­ного, станционных и специального назначения.

Место железнодорожного транспорта в единой транспортной системе. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации имеет исклю­чительное значение в жизнеобеспечении многоотраслевой экономики и реализации социально значимых услуг по перевозкам пассажиров. На его долю приходится более 75% грузооборота (без учета трубопро­водного) и 41 % пассажирооборота, выполняемого транспортом обще го пользования (табл. 1.1). Для некоторых регионов России железные дороги являются практически единственными транспортными ком­муникациями, связывающими отрасли промышленности и сельского хозяйства и обеспечивающими потребности населения в перевозках.

Железнодорожный транспорт наиболее эффективен при перевоз­ках массовых грузов на значительные расстояния с большой концен­трацией потоков. По железным дорогам перевозится около 90% угля, руды, черных металлов, удобрений и хлебных грузов. Даже при нали­чии в стране разветвленной сети нефтепроводов и продуктопроводов железные дороги перевозят почти половину добываемых нефтепро­дуктов.

Железнодорожная сеть связана с другими видами транспорта, принимая или передавая им грузы: морскому и речному транспорту в портах, трубопроводному — при помощи наливных устройств на спе­циальных железнодорожных станциях, автомобильному — в пунктах погрузки-выгрузки при перевозке грузов от склада отправителя до же­лезнодорожной станции, либо обратно.

Работа железнодорожного транспорта по сравнению с другими от­раслями экономики имеет существенные особенности, которые во многом определяют специфику системы управления им. Он функци­онирует на всем протяжении сети магистральных железнодорожных линий, проходящих по всем регионам России, как единый, органиче­ски целый, непрерывный во времени и пространстве производствен­но-технологический комплекс.