Направления коррекционной работы.
Согласно Типовому положению от 26 мая 1970 года, дети-алалики начиная с 2,5-3-4 лет направляются для коррекционного обучения в логопедические группы со сроком пребывания 3—4 года.
Какую посильную помощь может и должен оказать воспитатель, если ребенок находится в массовом детском саду?
В первую очередь нужно постараться преодолеть речевой негативизм, т.е. нежелание общаться с окружающими детьми и взрослыми. Эту задачу воспитатель может решить, создавая для ребенка интересные игровые ситуации и привлекая его к совместным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке и т.д.).
Эффективным является вызывание у ребенка как речевого, так и двигательного подражания.
Важно помнить, что нужно серьезно заниматься развитием психологической базы речи у таких детей, т.е. процессов внимания, памяти, восприятия, наглядного, образного мышления.
Необходимыми являются задания, направленные на развитие понимания речи. Воспитатель подбирает предметы, игрушки, карточки в соответствии с опорными тематическими циклами («Посуда», «Одежда», «Игрушки» и пр.).
Сначала перед ребенком ставится задача показать названные предметы, их признаки и выполнить некоторые действия. Необходимо научить ребенка понимать обобщающее значение слова: «Покажи, чем режут хлеб», «Покажи, чем режут бумагу» — «Покажи все, чем можно резать».
Параллельно с этим воспитатель демонстрирует взаимосвязь изменений, происходящих в реальном мире, и грамматических изменений в речи:
— Покажи, где мальчик, а где мальчики.
— Покажи, про кого говорят «плывет», а про кого — «плывут» и т.д.
Развивая понимание речи и подражательную деятельность, воспитатель поощряет любые речевые проявления детей: подражание животным, звуки, издаваемые игрушками, предметами и музыкальными инструментами, отдельные «лепетные» слова — пи (спи), ди (иди) и т:д.
Воспитатель должен для себя определить ту систему поощрений, которую он может использовать при любых проявлениях речевой активности ребенка (публичная похвала, эмоциональная поддержка, небольшие игрушечные сувениры). Удачно подобранные поощрения и сюрпризные моменты будут в дальнейшем стимулировать ребенка к речевой активности.
Учитывая некоторую застенчивость, робость и недостаточную контактность детей-алаликов, воспитатель должен смелее привлекать их в качестве своих помощников как на занятии, так и во внеучебное время:
— Помоги раздать картинки.
— Собери кисти и положи их на большой поднос.
— Альбомы положи на столы, а тетради убери в стол. И т.д.
Коррекционные занятия с детьми-алаликами предусматривают следующие направления:
— развитие понимания речи;
— уточнение и расширение словаря;
— формирование грамматического строя речи;
— воспитание правильного звукопроизношения;
— развитие фонематического слуха;
— развитие связной речи.
Планируя логопедическую работу, необходимо опираться на сохранные компоненты языка, а также учитывать структуру речевого дефекта. Важно осуществлять принципы дифференцированного подхода с учетом индивидуальных познавательных, речевых и возрастных особенностей каждого ребенка. Динамика развития речи у таких детей достаточно замедленная, особенно при сенсорной алалии. Большую роль в процессе работы играет умение создать хорошую речевую среду, где быстрее сформируется стимул для активного речевого общения. Поэтому детей-алаликов не рекомендуется изолировать от их хорошо говорящих сверстников. При раннем выявлении таких детей, создании для них благоприятных условий, проведении систематических логопедических занятий возможны формирование у них полноценной самостоятельной речи и дальнейшее обучение их в общеобразовательной или специальной школе.