Концепции развития истории.

Концепции развития истории. Цивилизации и культуры.

Много веков историки, философы, общественные деятели пытались ответить на вопрос о том, в каком направлении и как движется история. Для нас весьма важным является понимание основных представлений о развитии мировой истории, народов и стран соответствующих им идеологических концепций. Вырастая на почве религии или философских, псевдо - религиозных систем мысли , идеология является мощным орудием развития тех или иных типов общества, социально-экономических моделей.

В конце ХIХ века на арене общественной мысли столкнулись две противоположные идеи (и идеологии, соответственно) понимания хода исторического процесса: это концепция «прогресса» и концепция культурно-исторических типов или цивилизаций .В целом к этому периоду наиболее известными взглядами на развитие истории были следующие:

1) концепция «антипрогресса»: мы, на самом деле, наблюдаем развитие по линии упадка - когда-то существовал золотой век, потом худший – серебряный, потом медный и, наконец, железный (такого взгляда придерживались практически все мыслители античности);

2) история как циклический процесс: историю понимали как циклический процесс, который возвращается к исходной точке через много тысяч лет (этого взгляда придерживались вплоть до ХVII века, например, такие известные мыслители, как Макиавелли или Вико);

3) концепция «прогресса»: вся история движется в одном направлении – «к лучшему»; в качестве критериев «лучшего» выдвигаются чисто рациональные и материальные – развитие техники и технологий, материальное благосостояние. Весь мир делится, по сути, на две части: передовые и отстающие нации (культуры, цивилизации). Поскольку вся история развивается по одной линии, передовые нации (культуры, цивилизации) идут во главе, а отстающие должны непременно следовать за ними, по этому же пути. А если они по нему не идут, то им необходимо помочь: поставить их на этот путь. По сути, эта идеология означала развитие истории всех народов по единой линии, подавление самобытности национальных культур. Она вырабатывалась достаточно долго, вероятно начиная с Гизо и Гегеля. Наибольшую силу она приобрела в ХIХ и ХХ веках. В передовую цивилизацию попала, прежде всего, англосаксонская протестантская или западная. Прочно обосновавшись в Англии и Америке, англосаксонская модель, правда не без боя , победила в Западной Европе , а в ХIХ -ХХ веках начала свой активный путь на Восток Европы и на Российскую империю.

4) концепция «культурно-исторических типов» или концепция цивилизаций. На ней мы остановимся подробней.