Значение творчества Н.В.Гоголя в русской литературе. История критики его творчества
План.
Творчество Н. В. Гоголя
Лекция № 5
(1809-1852)
1. Значение творчества Н.В.Гоголя в русской литературе. История критики его творчества.
2. Раннее творчество писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
3. Драматургия Н.В.Гоголя. Комедия «Ревизор».
4. Поэма «Мертвые души»: особенности жанра, система действующих лиц, проблематика поэмы, художественное новаторство.
Суровый и трезвый реализм Гоголя знаменовал новую ступень в развитии критического реализма в русской литературе. Величайшая жизненность и вместе с тем типическая обобщенность образов писателя рождалась из его тесной связи с действительностью, из глубокого проникновения в жизнь народа. В своем творчестве Гоголь продолжил и приумножил лучшие традиции русской литературы — ее связь с жизнью, ее народность, ее благородные передовые идеалы. Фонвизин, Крылов, Грибоедов, Пушкин являлись его предшественниками и учителями.
В русском литературоведении оценка творчества Гоголя имела свою историю.
· В среде революционно-демократических писателей она была сделана через призму социальной значимости: «...Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России». В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, Д.А. Добролюбов в творчестве Гоголя подчеркивали антикрепостническую сатиру.
Некрасов определил значение творчества писателя для русского общества, написав в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
...Придет ли времячко
(Приди, приди, желанное!),
Когда народ не Блюхера
И не милорда глупого,
Белинского и Гоголя
С базара понесет? —
Какие же идеи сближали Белинского с Гоголем?
Для Белинского Гоголь являлся одним из «великих вождей» своей страны «на пути» ее «сознания, развития, прогресса», ее «надеждой, честью и славой». Так писал критик в зальцбруннском письме к Гоголю, осуждая его «Переписку».
· Чернышевский не только назвал целый период в развитии литературы «гоголевским», но и считал Гоголя «отцом русской прозы», «величайшим из русских писателей по значению». В «Очерках гоголевского периода» Чернышевский указал на великую роль Гоголя как писателя-демократа: «Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое. Потому он имел славу возбудить во многих вражду к себе. И только тогда будут все единогласны в похвалах ему, когда исчезнет все пошлое и низкое, против чего он боролся!»
Вместе с тем в начале советской эпохи излишнее социологизаторство в науке в конечном итоге привело к вульгарным оценкам творчества писателя. Порочные «концепции» превращали Гоголя то в замаскированного идеолога «среднепоместного» дворянства, то в последовательного защитника феодально-крепостнических порядков.
· Д. Овсянико-Куликовский, Н. Котляревский освещали проблемы психологии творчества писателя. Позднее в творчестве западных ученых и представителей декадентской литературы (В. Розанов, А. Белый и др.). был поставлен вопрос о трагедии личности Гоголя, уделено внимание мистическому смыслу его произведений: Гоголь объявлялся идеалистом, а его произведения рассматривались в плане традиций западноевропейского реакционного романтизма.
· Формалисты пытались рассматривать форму произведений писателя в отрыве от содержания.
Сугубо социологические критерии в советской критике, на основе которых производился анализ эстетической системы писателя, его произведений, приводили к однобокому пониманию его судьбы и творчества.
Представляется, что нельзя делать акцент или только на содержании, или идейных концепциях любого писателя.
· Есть ли социальные картины в произведениях Гоголя? Бесспорно. Угнетенное положение народа, крестьянских масс, бедняка-разночинца, «маленького» человека, униженного и обездоленного в самодержавно-крепостническом обществе, вызывает сочувствие писателя. Через все его произведения проходит противопоставление духовного и морального разложения господствующих верхов и идеала народной жизни, защита простого человека. Углубляя завоевания русской литературы предшествовавшего периода, в первую очередь пушкинского реализма, Гоголь в то же время выступал как художник-новатор, прокладывал новые пути, создавал произведения, поражающие своей жизненной мощью и великолепием языковой живописи. Гоголь говорил о «необыкновенной полноте народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного соображения, чтобы составить животрепещущее слово, которое пронимает насквозь природу русского человека, задирая за все ее живое».
· Гоголь сатирик? Да, достаточно вспомнить страницы его повестей. «Мертвых душ», пьес.
· Гоголь мистик? Да, этому есть множество примеров. А как без мистики объснить «Вий», «Страшную месть»?
· Гоголь религиозен? Ответ опять будет утвердительным.
В силу вышесказанного надо понимать, что
Н. В Гоголь - один из самых сложных и противоречивых писателей русской литературы, писатель, который в полной мере отразил и духовный кризис творческой личности, кризис эпохи, но и достижения русского реализма; трагедию художника, глубоко переживающего несовместимость своих идеалов и реальной жизни. Он содействовал развитию общественного самосознания своего народа. Совершенство художественной формы, неугасимая яркость и богатство языка, жизненность и меткость гоголевского юмора, «красочная и глубоко национальная словесная живописность его стиля» сохраняют художественную силу его произведений и сегодня. Глубина его произведений, постижение социальных сторон жизни, религиозное ее осмысление сегодня находят новых поклонников его творчества и новых исследователей, свободных от узких и догматических подходов.