III. Конец

II. Середина

I. Начало

1. Обратиться к предмету «в живом… чувстве» (О люди!)

2. Сказать о времени дня или года

3.Сказать о месте, где предмет находится или встречен: общая картина, затем взгляд фокусируется на предмете.

1. Если предмет «бездействует» (озеро, холм), описываются перемены в нём в разное время (топ «обстоятельства: время»).

2. Если это неодушевленный предмет и он как целое состоит из частей (город, сад), то описываются отдельные его части, даются картины с разных его сторон (топ «целое: части»)

3. Если это предмет «нравственный», то прибегают к топу «род и вид», «разновидности» (скромность, роскошь и т.д.)

4. Если это действующее лицо («герой»), то описываются его свойства и действия одно за другим, постепенно и отдельно.

5. Особенно полезно использовать топ «сопоставление».

1. Вновь обратиться к предмету

2. В самом конце нужна «нравственная занимательная мысль высокая и разительная истина».

 

Информирующая речь может быть построена и в форме повествования.

Как рассказывать истории.

I. Начало. Возможны следующие варианты:

1. Обращение к адресату

Общая мысль рассказа в афористической форме

2. Общепринятая истина

3. Место, время, действующие лица

II. Середина. Варианты:

1.Следовать естественному ходу событий. При этом рассказчик должен «нагнетать»

степень заинтересованности адресата, продвигаясь к кульминации истории, которая и

завершает «середину»

2.Можно начинать, как советует Ломоносов, «не с начала деяния, а с некоторого чудного,

знатного или нечаянного приключения, которое было в середине самого действия», т.е.

кульминации.

III. Конец:

1.Развязка истории.

2.Нравственный вывод.

Мы обратились к традиционным образцам, которые могут показаться нелепыми или устарелыми. Но хорошие ораторы пользуются и сегодня этими рекомендациями, помня, что риторическое расположение — «не догма, а руководство к действию».

Примеры таких речей можно найти не только в старых учебниках, но и в современных. Например, у Поля Сопера.

Структура современного публичного выступления

Итак, в современной риторике требования к композиции во многом остались теми же, что и в классической риторике. Например, в речи должно быть три части — вступление, основная часть и заключение.

Каковы задачи оратора в каждой части выступления?

А. Вступление

Задачи оратора во вступлении:

• привлечь внимание слушателей («реклама» в соответствии с современной терминологией);

• настраивать аудиторию на позитивное восприятие речи («вербовка

союзников»);

• готовить почву для разработки темы («презентация темы»).

Основные приемы, используемые здесь:

· обращение,

· апелляция к интересам аудитории, к известным событиям, к речи предыдущего оратора, к известным источникам информации или авторитетам, а также вопросы к аудитории, юмористические замечания и др.

Если ваша речь носит аргументирующий или агитирующий характер, особенно важно показать, что вы не намерены «давить» на аудиторию, принуждать ее к чему-либо.

Больше того, в интересах оратора продемонстрировать свою честность, объективность, заинтересованность в общем согласии. Поэтому лучше избегать таких слов, как «вы должны…», «вам придется…», «я заставлю вас…». Во введении к убеждающей речи можно сформулировать ее главный тезис или (в зависимости от особенностей аудитории) сказать о том, какой вопрос будет рассматриваться в речи и на каких проблемах, относящихся к этому вопросу, вы остановитесь. Чтобы заинтересовать слушателей информирующей речью, во вступлении можно объяснить, зачем слушателям понадобится та информация, которую вы хотите сообщить.

Б. Основная часть аргументирующей речи

Когда речь идет о структуре речи, необходимо подчеркнуть, что процесс создания речи сложный, диалектический, и поэтапное деление работы над речью конечно же условно. Поэтому обращаем внимание на очень важные моменты в создании аргументирующей речи. Приступая к разработке аргументирующей речи, оратору прежде всего следует

1. Выяснить:

• действительно ли наличествует в теме спорный вопрос, по которому существует несколько мнений;

• имеет ли оратор собственную твердую позицию по данному вопросу.

2. Как можно раньше и точнее сформулировать тезис — главную мысль своей речи, доказательству которой подчинено все выступление. Тезис может быть сформулирован во введении, завершая его и одновременно открывая основную часть речи. Тезис должен оставаться неизменным в процессе всего доказательства.

3. Аргументы должны быть истинными и достаточными для доказательства тезиса: их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.

4.При выборе аргументов заботиться не только об их количестве, но и качестве (силе).

5. Не подменять аргументы своим мнением.

6. Помнить, что аксиомы усваиваются хуже теорем.

7. При выборе основного метода демонстрации (дедуктивный, индуктивный, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенности конкретной аудитории, к которой обращена речь.

В большинстве жанров риторики (политическом, академическом, деловом,

судебном красноречии) главную роль играют рациональные аргументы (теоретические положения, статистические данные, события, даты, обращения к авторитетам и др.). Но нельзя отказываться от эмоциональной аргументации (обращение к чувству собственного достоинства, к чувству патриотизма, сострадания и т.д.), которая усиливает логические доводы. Баланс между этими двумя видами аргументов, их расположение, число, зависят от типа и жанра выступления, характера аудитории, типа мышления и речи оратора. Итак, для того чтобы речь была убедительной, оратор должен хорошо владеть теорией аргументации, знать основные требования логики к тезису, аргументам, демонстрации, а также опираться на законы восприятия живой речи.

В. Заключение речи

Цель оратора — закрепить впечатление от сказанного, способствовать лучшему усвоению главной мысли выступления. Для этого необходимо иметь в виду следующее:

1. Заключение важнее начала; оно должно подытожить аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию;

2. Оно требует точности изложения и разнообразия в стиле.

3. Итог речи должен вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным. Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует.

4. Концовка выступления должна создать соответствующее настроение.

«не существует универсальных правил построения публичного выступления, композиция будет меняться в зависимости от темы, цели, задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Для оратора план должен быть фарватером выступления, основой структуры публичной речи. Следует помнить, что интересные, захватывающие речи — это прежде всего результат тщательно продуманного плана, удачного построения речи

Главные требования к вступлению:

1. Оно должно быть предметом особого внимания оратора, потому что «Привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение» (30, 212).

2. Необходимо стремиться к максимальной лаконичности вводной части (по правилу Леонардо да Винчи вступление и заключение не должны превышать одной трети всего выступления).

3. Опытные ораторы пишут вступление в последнюю очередь, когда вся речь уже подготовлена.

4. Начиная произносить речь, не извиняйтесь, что вы плохой оратор, неопытны или не представляете себе тему. Вообще не извиняйтесь!