Рационализм философии XVII в.

Философия Беркли и Юма.

Философия Просвещения.

Философия Фр.Бэкона.

Рационализм философии XVII в.

3. Р.Декарт – ключевая фигура философии Нового времени.

XVII столетие называют веком разума, поскольку тогда рационального начала становится первостепенной. факторы возвышения разума; 1) кризис Возрождения с его художественно-практической направленностью; 2) рас­пространение и упрочение протестантизма, ориентированного на целерациональную деятельность; 3) успехи естествознания и его технического использования, механика и математика века превзошли достижения прежних эпох; 4) подъем товарно­го производства, особенно мануфактурного, становление инду­стриального общества, ускорившееся в результате религиозных войн и революций XVI—XVII вв. в Нидерландах и Англии.

Философия XVII в., утверждающая рационализм, является основополагающей для классической философии Нового вре­мени от Фр. Бэкона до Гегеля (XVII в.— перв. треть XIX в.). Различаются три основных значения рационализма применительно к: философии XVII в. Во-первых, рационализм, который можно назвать философско-мировоззренческим, определяю­щий ценностную доминанту философии эпохи, ее рационали­стический оптимизм. В таком понимании рационализм проти­востоит философско-мировоззренческому пессимизму. Во-вторых, гносеологический рационализм в широком смысле, Развивающий мировоззренческий рационализм в сфере познания и противостоящий гносеологическому иррационализму. В-третьих, рационализм гносеологический в узком смысле, соответствии с которым ведущая роль в познании принадлежит доопытным рациональным структурам сознания и дедукции. Рационализм в этом смысле противостоит эмпиризму, по последнему, первенство в познании принадлежит эмпирическим данным и индукции. Рационализма в первом значении придерживались почти все крупные философы XVII в.в. (яркое исключение — Б. Паскаль). Рационализм в третьем значении («континентальный рационализм») отличает главным образом философов континентальной Европы ( Р.Декарта, Б. Спинозу, Г. Лейбница). Философы Британских островов (Фр. Бэкон, Т Гоббс, Дж. Локк) придерживаются эмпиризма («островного эмпиризма»).

Философско-мировоззренческий рационализм основывается на убеждении в том, что в мире есть установленная Богом благая закономерность, которую человек, опираясь на свой разум, оснащенный научным методом, способен раскрыть и поставить на службу целям совершенствования окружающей его действительности. Рационалистическая онтология рассматривает универсум как упорядоченную совокупность устойчивых, воспроизводимых компонентов и связей между ними. Для большинства философов XVII—XVIII вв. Бог остается Абсолютом, внеприродным Высшим началом. Однако сама идея Бога меняется. В философских кругах распростра­няется деизм (от лат. Deus — Бог) двух видов: этический и метафизический. Бог рассматривается в рамках «естественной религии», или «религии разума», с серьезными отклонениями от официального церковного канона. По учению этического деизма, Бог — Высшее существо, гарант справедливости, почитание которого и исполнение нравственного закона совершенствует личность и дает надежду на спасение. В метафизическом деизме Бог выступает в качестве разумного устроителя Вселенной. Он, как искусный мастер, сконструировал ее механизм по определенным принципам и законам и привел его в движение. Философы склоняются к механицизму в понима­нии мира. Проблема универсалий трактуется преимущественно с позиций концептуализма, близкого к номинализму. Вмешательство Бога в земные дела сводится к минимуму. Он далек от образа любящего, страдающего, спасающего Христа. Личное молитвенное общение с ним невозможно. Человек оставлен один на один с миром. Но он может познать этот мир и усовершенствовать его. Идеал человека сближается с образом ученого-естествоиспытателя, теоретика и практика, познающего мир и способного технически, рационально его усовершенствовать с помощью методически заостренного разума. Рядом с ним ставится образ предпринимателя-буржуа, индивидуально ответственного, нравственно строгого, самостоятельного, образованного, трудолюбивого, предприимчивого, практичного, действующего целерационально. Рационализм XVII в. прочно соединен с индивидуализмом. Значимость гносеологического рационализма XVII в. обусловлена тем, что в это время центр философских интересов перемешается с онтологической проблематики к гносеологической. «Знание— сила!» — повторяет Фр. Бэкон слова своего средневекового предшественника Р. Бэкона. «Над природой властвуют, подчиняясь ей». Рационалисты склонны усматривать в истине выявление Божественного строя мира по принципу: «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей». Истина кажется абсолютной, вечной, универсальной, общезначимой; она скорее открывается индивидуальному сознанию, освободившемуся от предрассудков толпы. Познающий индивид, подобно верующему в протестантизме, видится наедине с миром и Богом. В разуме особую ценность приобретает его созидательная (а не умозрительная, как в античности) сила, способность логически структурировать, конструировать, давать последовательное приращение знания. Именно вера в то, что люди могут совершенствоваться, опираясь на самовозрастающий разум, питает рационалистический оптимизм. Овладеть механиз­мом этой способности, разработав правильный метод, считается делом чрезвычайной важности. За образец берутся точно-научные методы. Моделью весьма часто служат «Начала геометрии» Евклида — пример того, как из нескольких простых и очевидных положений, с помощью строго последовательных и воспроизводимых операций, производятся все более сложные построения. Р. Декарт, создавая свой метод, утверждает, что философы прежних времен не построили ме­тодологически выверенного фундамента для здания науки, эта работа только начинается. Из таких представлений в XVII в. зреет не характерное для прошлых времен чувство превосходства своей эпохи над предыдущими, идея Нового времени. Лучшее видится не позади, а впереди.

В понимании общества развивается антропологизм: социум объясняется из человеческой природы, носителем которой считается индивид. Распространяются концепции естественных прав, общественного договора, общественного состояния. Уверенность в благой силе индивидуального разума, подкрепляемая протестантизмом, способствует формированию идей либе­рализма. В соответствии с ними считается, что деятельность Человека, существа свободного и разумного, преследующего свои частные интересы, приводит к увеличению индивидуально блага и общественной пользы; основное назначение государства — обеспечить с помощью закона права граждан на жизнь, свободу, частную собственность.

В качестве главной задачи философии выдвигается разработка обоснование методов правильного, плодотворного мышления, распространение его на различные области знания. В частности язык понимается рационалистически, по сути, как инструмент внешнего выражения мысли. В целом художественно-практическая парадигма культуры меняется на научно-практическую (механико-математическую для XVII в.).