А.П. Бородин последователь традиций М.И. Глинки

Важнейшие черты творчества А.П. Бородина.

  1. Идейная цельность творчества—связана с воплощением идеи народного патриотизма, с мыслью о БОГАТЫРСКОЙ мощи скрытой в русском народе. (Хор «Слава» из оп. «Князь Игорь»)
  2. Монументализм и эпичность воплощаемых образов в произведениях различных жанров от оперы до романса, от симфонии до фортепианной пьесы Главные герои—народ, легендарные сказочные богатыри, или реальные исторические деятели --защитники родной земли. (Сим.№2 3ч. Гл. п. т. Повествования Баяна.)

3. Классическая стройность. Героям Бородина не свойственны внутренний разлад или мучительные душевные конфликты. Они носители нравственных идеалов—цельные гармоничные натуры , со свойственными им чертами характера : верность родине , чувство долга, преданность в любви. Бородин создает ОБРАЗЫ, наделяя его чертами народной коллективной психики. (оп. «Князь Игорь» хор Бояр 1д.)

4.

Оптимистичность творчества—величественное спокойствие и душевное благородство, вера в торжество света и разума в их конечную победу. В музыке Бородина нет едкой сатиры и сарказма. В обрисовке отрицательных образов скорее характерен добродушный комизм. Таковы образы Скулы и Ерошки из оперы «Князь Игорь». (4д. сцена Скулы и Ерошки – образец чудесного бородинского юмора -сочного отрытого и незлобивого)

  1. Тонкий возвышенный лиризм—воплощен как в обрисовке картин русской природы так и в «ориентальных» образах (образах Востока) (Сим.№2 1ч. Поб. п., т. Трио из2ч. Скерцо сим.№2)
  2. Музыкальный стиль отличается широкой, фресковой манерой письма, сочностью оркестрового колорита. Как все «кучкисты» Бородин опирается на восточные образы, но восточные темы образуют органичный сплав с русским национальным мелосом (песня половецких дев из оперы «Князь Игорь».)

 

  1. Для творчества Бородина ТАКЖЕ характерно обращение к патриотической теме. Любовь к родной земле, вера в силу и мощь русского народа.
  2. Основные музыкальные образы--- народно богатырские по своему характеру.
  3. Как и Глинка, Бородин на первый план выдвигает героев положительных и возвышенных. (Сравнить арию Руслана и арию Князя Игоря).
  4. Как и Глинка, Бородин самые интимные чувства выражает с такой объективностью, что они становятся достоянием самого широкого круга слушателей.
  5. Музыкальная драматургия произведений Бородина ТАКЖЕ основана на принципах, близких к народному эпосу. Конфликт противостоящих сил раскрывается в спокойном неторопливом чередовании монументальных сцен. Общее в строении опер: открываются

 

«Творчество А,П,Бородина –великого народно-эпического художника –явилось ценней шим вкладом в русскую и мировую музыкальную культуру. Плодотворное влияние Бородина испытали многие русские композиторы: Глазунов, Лядов, поздний Римский –Корсаков»

(Сохор)

Опера «Князь Игорь»

Эту оперу Бородин писал в течении 18 лет, т.к. тема потребовала от него создания нового типа оперы, разработать, который было не совсем легко.

В своем творчестве автор шел от эпической оперы М,И,Глинки «Руслан и Людмила»

«Нужно заметить, что во взгляде на оперное дело я всегда расходился со многими моими товарищами. Чисто речитативный стиль мне не по нутру и не по характеру. Меня тянет к пению, кантилене, а не к речитативу, хотя, по отзывам знающих людей, я последним владею не дурно . Кроме того, меня тянет к формам более круглым и широким.

По-моему в опере мелкие формы, детали и мелочи не должны иметь места; все должно быть писано крупными штрихами, ясно и ярко, по возможности практично в исполнении как в голосовом , так и в оркестровом…»

(А.Бородин.)

 

Трудность заключалась в том, что Бородин решил написать эпическую оперу на сюжет не эпический, а исторический. Он задумал соединить в «Князе» две линии русского оперного творчества и создать на этой основе новый тип оперы --- историко-эпический.

 

Либретто написано самим Бородиным. Особый интерес представляют тексты хоров и реплик народа, в которых воспроизводится стиль крестьянской песни и речи.

 

Три силы показаны и сведены в конфликте в опере «Князь Игорь»:

  • Народ вместе со своими представителями и вождями русского патриотического лагеря –Игорем, Ярославной, боярами;
  • Их внутренние враги – князь Галицкий и его челядь, к ним присоединяются Скула и Ерошка
  • Половцы.

Основные конфликтные линии в опере

§ Внешний конфликт – русские и половцы

§ Внутренний конфликт – народ и челядь Галицкого

 

 

Особенности развития драматургии

§ Целостная обрисовка образов; основное средство развития – ария

§ Конфликт в опере есть, но драматизм картинно-красочного плана. Открытых столкновений в опере нет.

Главное действующее лицо – народ

§ Ораториальное решение пролога. Характерны цельность, монументальность, моральный пафос.

§ Три этапа в развитии хоровых сцен: хор «Слава» - оборонные хоры – хор поселян. Хоровое заключение возвращает в атмосферу пролога.

Музыкальный язык оперы

Строго выдержанный характер основных интонационных сфер

§ Русский лагерь – архаичная диатоника

§ Половецкий лагерь – хроматика

§ красочный Восток – использование дважды гармонических ладов

Значение оперы

В «Князе Игоре» Бородин продолжил и развил принципы эпической драматургии и объединил их с чертами народно-музыкальной драмы. Тем самым произведение Бородина ознаменовало новый этап в истории русской оперы.