Ввод системы в эксплуатацию.
Разработка.
Проектирование.
Концептуальная фаза.
Основные фазы проектирования ИС.
Можно выделить следующие фазы развития ИС:
- Формирование концепции,
- Разработка технического задания,
- Проектирование,
- Изготовление,
- Ввод системы в эксплуатацию.
Главным содержанием работ на этой фазе является определение проекта, разработка его концепции, включающая:
- Формирование идеи и постановку целей,
- Формирование команды,
- Изучение мотивации, требования заказчиков и участников,
- Сбор исходных данных и анализ существующего состояния,
- Определение основных требований и ограничений,
- Сравнительную оценку альтернатив,
- Представление предложений, их экспертизу и утверждение.
Разработка технического задания.
Главным содержанием этой фазы является разработка технического предложения и переговоры с заказчиком о заключении контракта:
- Разработка основного содержания и базовой структуры проекта,
- Разработка и утверждение технического задания,
- Планирование структурной модели проекта,
- Составление сметы, бюджета, определение потребности в ресурсах ,
- Разработка календарных планов и графиков работ,
- Подписание контракта с заказчиком,
- Ввод в действие средств коммуникации участников проекта и контроля за ходом работ.
На этой фазе определяются подсистемы, их взаимосвязи, выбираются наиболее эффективные способы выполнения проекта и использования ресурсов:
- Выполнение базовых проектных работ,
- Разработка частных технических заданий,
- Выполнение концептуального проектирования,
- Составление технических спецификации и инструкции,
- Представление проектной разработки, экспертиза и утверждение.
На этой фазе производятся координация и контроль работ по проекту, осуществляется изготовление подсистем, их объединение и тестирование :
- Выполнение работ по разработке программного обеспечения,
- Выполнение подготовки к внедрению системы,
- Контроль и регулирование основных показателей проекта.
На этой фазе проводятся испытания, опытная эксплуатация системы в реальных условиях, ведутся переговоры о результатах выполнения проекта:
- Комплексные испытания,
- Подготовка кадров для эксплуатации создаваемой системы,
- Подготовка рабочей документации, сдача системы заказчику и ввод её в эксплуатацию,
- Сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание,
- Оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов,
- Закрытие работ по проекту,
- Анализ опыта, состояния, определение направлений развития.
Жизненный цикл информационной системы представляет собой непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании ИС и заканчивающийся в момент полного изъятия её из эксплуатации.
Существует международный стандарт, регламентирующий жизненный цикл ИС – ISO/IEC 12207.
Согласно данному стандарту структура жизненного цикла основывается на трёх группах процессов:
- Основные процессы жизненного цикла (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение),
- Вспомогательные процессы (документирование, обеспечение качества, аттестация, оценка, аудит и т.п.)
- Организационные процессы (управление проектами, обучение, определение, оценка и улучшение самого жизненного цикла)