АИС состоит из двух подсистем: функциональной и обеспечивающей
Этапы развития ИС.
Первые ИС появились в 50 годах. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета з/п, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинках. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
60-е годы знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам.
В 70-х годах ИС начинаю широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
К концу 80-ч годов концепция использования ИС снова меняется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. ИС этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта и т.д.
ТЕМА «СТРУКТУРА ИС»
Информационная технология- это совокупность объединенных в технологическую цепочку методов, производственных процессов и программно-технических средств, обеспечивающих хранение, поиск, обработку и распространение информации.
АИС - это человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированную подготовку, поиск и обработку информации в рамках интегрированных сетевых, компьютерных и коммуникационных технологий для оптимизации экономической и другой деятельности в различных сферах управления.
Информационное обеспечение – это совокупность:
Ø единой системы классификации и кодирования информации,
Ø унифицированных систем документации,
Ø схем информационных потоков, циркулирующих в организации
Различают внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение:
Внемашинное - совокупность информации в банке, включая:
· системы показателей,
· методы классификации и кодирования информации,
· документы и информационные потоки.
Внутримашинное - представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению специальным образом организованных массивов (файлов), баз данных и их информационных связей.
Требования к информационному обеспечению автоматизированных банковских систем:
· Возможность экспорта (импорта) данных в текстовом и других форматах
· Обработка данных в режиме реального масштаба времени
· Безопасность хранения банковской информации
· Сохранение целостности информации при отказе технических средств
Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы автоматизированной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
В состав аппаратных средств современных автоматизированных банковских систем входят:
· средства вычислительной техники;
· оборудование локальных вычислительных сетей;
· средства телекоммуникации и связи;
· оборудование, автоматизирующее различные банковские услуги: автоматы-кассиры, терминалы торговой системы, пластиковые карты и т.д.;
· средства, автоматизирующие работу с денежной наличностью.
Режимы обслуживания пользователей в сети:
· по архитектуре «файл-сервер»
· по архитектуре «клиент-сервер»
Архитектура «Файл-сервер»
Программное приложение реализуется в виде единого загрузочного модуля.
На рабочей станции осуществляются функции взаимодействия с пользователем и логическая обработка данных.
Сервер (файловый сервер) осуществляет функции хранения данных и дисковые операции чтения и записи, в обработке данных , как правило, участия не принимает.
Архитектура «Клиент-сервер»
Программное приложение разбито на две части - клиентскую, исполняемую на рабочей станции, и серверную.
На рабочей станции пользователь взаимодействует с клиентской частью, обеспечивающей обмен данными с сервером. Клиент формирует запросы к серверу на языке структурированных запросов SQL.
Сервер (сервер баз данных) обрабатывает запросы от клиента, выполняет поиск, сортировку данных, формирует ответ клиенту в виде агрегированной информации. Перекачки больших объемов необработанных данных на рабочие станции не происходит.
Програмное обеспечение АБС:
Базовое программное обеспечение - это операционные системы, СУБД и другие программные средства системного назначения. В их окружении, под их управлением функционируют прикладные программы.
Прикладное программное обеспечение - основным свойством АБС, с точки зрения прикладных потребительских свойств, является достаточная широта функционального набора.
Математическое обеспечение АБС - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов для реализации целей и задач информационной системы, а также для обеспечения нормального функционирования комплекса технических средств.
Организационное обеспечение АБС - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе эксплуатации автоматизированной системы.
Правовое обеспечение АБС - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем.
Существуют три принципа организации обработки данных:
· распределенная обработка данных;
· централизованная обработка данных;
· смешанная обработка данных.
При распределенной обработке данных задачи различных учреждений решаются на доступном уровне, определенном организа-ционными требованиями. Например, задачи, кото-рые способна решить система РКЦ, решаются в РКЦ, специфические задачи ГРКЦ решаются в ГРКЦ.
При централизованной обработке данных все основные задачи Банка России по региону решаются в одном месте - в региональном центре информатизации.
Основные требования к АБС:
Принцип системности
Принцип системности (системный подход) заключается в необходимости:
· разностороннего анализа структуры и деятельности банка,
· выявления состава решаемых задач,
· функционального и информационного взаимодействия элементов системы между собой и с внешней средой.
Системный подход является основополагающим как при проектировании новых информационных систем, так и при изучении и управлении действующей информационной системы.
Информационная обратная связь
Возможность использования АБС для своевременного информационного отображения результатов деятельности банка и регулирования характера его функционирования посредством принятия обоснованных решений.
Непрерывное развитие АБС
Обновление и пополнение вычислительной техники, программного обеспечения и т.д., включение которых в действующую систему должно происходить без каких-либо больших перестроек;
АБС должна наращивать мощность, постоянно расширять и пополнять набор функций.
Совместимость
Взаимодействие АБС различных видов и уровней в процессе их совместного функционирования.
Стандартизация и унификация
Использование типовых, унифицированных и стандартизированных элементов при создании и развитии АБС (типовых программных продуктов, вычислительных средств, унифицированной документации и т.п.).
Интеграция
Объединение в единой технологической цепи процедур
Ø сбора,
Ø передачи,
Ø накопления,
Ø хранения,
Ø обработки данных,
Ø формирования управленческих решений в условиях функционирования многоуровневых вычислительных систем.
Автоматизация информационных потоков и документооборота
Достигается путем широкого использования современных технических средств для
Ø сбора,
Ø регистрации,
Ø обработки данных,
Ø создания первичных и отчетных документов путем внедрения безбумажной технологии, широкого использования средств связи для передачи банковской информации на любые расстояния.
Эффективность
Выбор наиболее рациональных проектных решений, подлежащих внедрению, и получение экономического эффекта от затрат на создание АБС в процессе ее эксплуатации.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста - это ПЭВМ с необходимым программным обеспечением, позволяющим решать задачи обработки банковской информации на рабочем месте специалиста.
Профиль – один или нескольких базовых стандартов с идентификацией выбранных классов, подмножеств, факультативных возможностей и параметров этих базовых стандартов, которые необходимы для выполнения конкретной функции или группы функций.
Базовый стандарт – международный стандарт или национальный стандарт России, рекомендация международной организации по стандартизации или стандарт "де-факто", используемый при построении профиля.
Структура профиля ИТБД состоит их восьми фрагментов:
· функциональные части автоматизированных банковских систем;
· интерфейсы пользователя;
· форматы электронных банковских сообщений;
· программные средства;
· технические средства;
· телекоммуникационная среда;
· методы и средства защиты информации;
· методы и средства проектирования.
ТЕМА «КЛАССИФИКАЦИЯ ИС»
По масштабу:
· одиночные ИС – одно или несколько приложений функционирующих на одном ПК или ином устройстве и связанных между собой единым информационным полем.
· групповые ИС – строятся на базе ЛВС.
· корпоративные ИС – являются развитием групповых систем и могут поддерживать территориально разнесенные узлы.
· глобальные ИС – функционируют в сети Интернет, охватывают территорию всего земного шара, организованы на широкую аудиторию.
По сфере применения:
· обработка транзакций:
- оперативная
- пакетная.
Для этих ИС характерен регулярный, интенсивный поток танзакций, играющих роль заказов, платежей, запросов. Требование – высокая производительность, гарантированная доставка информации о выполнении.
· система поддержки принятия решений:
- оперативно-аналитическая обработка
- экспертная система
С помощью сложных запросов производится анализ данных в различных разрезах.
· информационно-справочные системы
Системы электронной документации, гипертекстовые ИС. Основаны как правило на гипертекстовых документах и средствах мультимедиа.
· офисные ИС:
- документальные
- автоматизация делопроизводства
- управление документооборотом
Типовые функциональные элементы ИС:
PS (Presentation service) – средство представления – устройство принимающее ввод от пользователя и отображающее то, что сообщает компонент логики представления.
PL (Presentation logic) – логика представления – управляет взаимодействием между пользователем и ЭВМ, обрабатывает действия пользователя.
BL (Business logic) – прикладная логика – набор правил для принятия решений, вычислений и операций, которое должно выполнять приложение.
DL (Data logic) – логика управления данными – определяет операции, которые необходимо выполнить с БД для реализации BL, формирует пакет SQL операторов СУБД.
DS (Data service) – сервис управления данными – операции с БД реализуемые для DL.
FS (File service) – файловые операции – дисковые операции чтения, записи выполненные ОС для СУБД.
По способу организации:
· «Файл-сервер»
· «Клиент-сервер»
По особенности автоматизированной деятельности:
· АСУ:
- АСУТС
- АСУД
· СППР
ТЕМА «МЕТОДОЛОГИЯ RAD»
Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с четко определенными целями, с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре.
Система управления проектом должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать корректировку без глобальных изменений в рабочей программе.
К важнейшим технико-экономическим показателям проекта относятся:
· Объём работ,
· Сроки выполнения,
· Себестоимость,
· Экономическая эффективность, обеспечиваемая реализацией проекта,
· Социальная и общественная значимость проекта.
Классификация проектов.
Проекты могут классифицироваться по самым разнообразным признакам. Рассмотрим основные:
Класс проекта:
- Монопроект (отдельный проект, который может быть любого типа, вида и масштаба),
- Мультипроект (комплексный , состоящий из нескольких монопроектов)
Тип проекта определяется по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект:
- Технический,
- Организационный,
- Экономический,
- Социальный,
- Смешанный.