Музыкальная культура Московской Руси

Музыкальное искусство Московской Руси отразило всю сложность и противоречивость событий, происходивших в стране с XIV по XVII вв.

В это время шел интенсивный процесс укрепления государства, связанный с объединением русских земель вокруг Москвы. Находившаяся на перекрестке торговых путей Москва, окрепнув экономически, быстро набирала и военную мощь. Поэтому именно московский князь Дмитрий сумел объединить под своим знаменем русские войска для того, чтобы дать решительный отпор монголо-татарским поработителям. В 1380 году состоялась историческая Кули­ковская битва, в которой врагу был нанесен сокрушительный удар. С этого времени Русь набирает силы, растет ее международный авторитет. Москва, ставшая центром политического единства, становится и центром русской культуры. Но одновременно внутри страны назревают острые социальные про­тиворечия. Привилегии и ослепительное богатство господствующего класса обеспечивались притеснением и угнетением народа, жившего в ужасающей ни­щете и бесправии. Растет недовольство масс. Искусство отразило обе стороны сложного исторического процесса, в нем нашли свое выражение чувства патриотизма и национальной гордости и одновременно боль за судьбы про­стых людей.

Замечательные русские умельцы - живописцы, зодчие - создали немало памятников, увековечивших страницы истории. Это Успенский, Благовещен­ский, Архангельский соборы, Грановитая палата в Московском кремле и храм Василия Блаженного, поражающие и сегодня своим великолепием.

В историю культуры России вошло имя крупнейшего представителя изо­бразительного искусства Андрея Рублева. Художник вырос в годы, озаренные великой Куликовской победой. В своем творчестве он отразил гуманисти­ческие тенденции, связанные с проявлением интереса к мыслям и чувствам живого человека. Высшим выражением гуманизма в произведениях Андрея Рублева явилась его знаменитая «Троица».

Литература этого времени проявляет повышенное внимание к жизни выдающихся государственных деятелей, к истории государства. Весьма ха­рактерен такой памятник русской письменности, как поэтическое сказание «Задонщина». В нем прославляется подвиг народа в Куликовской битве.

Большим завоеванием русской культуры XVI века явилось начало книго­печатания, связанное с именем знаменитого русского первопечатника Ивана Федорова.

Существенных успехов достигают в XVII веке просвещение и наука. Велик интерес к научным практическим знаниям. Развитию просвещения спо­собствовало открытие новых учебных заведений и, в частности, славяно-греко-латинской академии. Русские люди проявляют большой интерес к науке за рубежом, знакомятся с европейскими достижениями в области астрономии, медицины, математики, географии. Русские часто выезжают за границу, а в русскую жизнь входят представители зарубежной культуры. Это явилось начальным этапом сближения и взаимовлияния русской и западноевропей­ской культур.

Интенсивно развивалась музыкальная культура Московской Руси.

Историческая песня. В ряде произведений народного творче­ства рассказывается о крупнейших исторических событиях: борьбе против монголо-татарского ига, героической обороне Москвы, походе Ермака в Сибирь. В это время рождается и жанр исторической песни. Одна из распространенных в XVI веке песен посвящена взятию Казани. Героями песни являются про­стые люди - пушкари, которые сумели взорвать толстые стены крепости. Некоторые варианты этой песни дошли до XIX века. Текст одной из них был использован Мусоргским для песни Варлаама в опере «Борис Годунов». В эту эпоху родились и трагические песни «про татарский полон». Немало песен сло­жил народ об Иване Грозном. Прославляя его борьбу с инозем­ными захватчиками, с боярами-изменниками, народ вместе с тем осуждал в них его жестокость. Большое место занимает в пес­нях также тема протеста против социального неравенства и уг­нетения человека.

Протяжная песня.На этом этапе родилась и протяжная песня - одно из самых ярких и самобытных явлений нацио­нального искусства. Это первый лирический жанр в истории русского народного творчества. В протяжных песнях народ по­ведал о своей вековой тоске по свободе, выразил чувства, свя­занные с тяжелой долей русского крестьянина. Немало песен посвящено горькой судьбе русской женщины-крестьянки. Самое примечательное и неповторимое в протяжной песне - ее мело­дика. Такого широкого дыхания мелодия не знала ни в одном из предшествующих песенных жанров. Рождение протяжной мелодии было подготовлено долгими годами формирования рус­ской песенной кантилены. Далекими предвестниками ее были распевы в старинных русских плачах да короткие лирические вставки в исторических песнях. Теперь же лирическое начало свободно вырвалось наружу. Песня льется неизбывным потоком. Слышится в ней глубокое человеческое горе, и кажется, будто запечатлены в ней необъятные просторы русских полей и сте­пей. Вырастая из короткой начальной попевки, мелодия непре­рывно развивает ее, раздвигает ее диапазон, увеличивает про­тяженность, создает новые варианты ее и сама обогащается при этом все новыми и новыми эмоциональными оттенками.

Протяжные песни исполнялись хором. К начальному запеву присоединялись постепенно другие голоса, «прилаживаясь» к нему, окружая его вариантами, а временами сливаясь с ним в унисон. Из свободных импровизаций рождалось искусство на­родной, так называемой подголосочной полифонии.

Ведущее положение в протяжной песне занимает музыкаль­ное начало, в то время как поэтический текст служит лишь кан­вой для свободного мелодического развития. Этим объясняется обилие в тексте прерванных, недопетых слов, словесных повто­ров, излишних (с точки зрения самого текста) вставок-междо­метий. Все это - основа для появления выразительнейших попевок и для создания единого, нигде не прерывающегося музы­кального потока.

В качестве примера протяжной мелодики мы приведем песню «Ах, не одна во поле дороженька» в одноголосном изложении.

 

Интонации и художественные принципы протяжной песни стали во многом определяющими для становления национального русского музыкального языка. Творчество Глинки, Мусоргского, Бородина, Рахманинова, Прокофьева, Свиридова и многих дру­гих композиторов XIX-XX веков буквально напоено песенностью, ведущей свое начало от протяжной песни. Этим опреде­ляется особый, неповторимый распевный характер русской му­зыки, который всегда поражал иностранцев.

Новые явления в культовой музыке.Большие достижения связаны в XIV-XVI веках с развитием церковной музыки. Влияние народной песни на церковное пение, ощущавшееся и ранее, с возникновением протяжной песни стало еще более за­метным. Это и неудивительно: певчие и прихожане были пред­ставителями народной среды. Они-то и привносили в знаменный распев живое дыхание народной песни. Обогащение знаменного пения яркой мелодикой - существенное завоевание новой эпохи. До нас дошли замечательные напевы знаменитого московского распевщика XVI века Федора Крестьянина. Вот один из них:

 

В XVI веке в московской школе распевщиков возникает ста­рейший вид церковного многоголосия - так называемое строч­ное пение. Свое название оно получило от системы записи: го­лоса записывались один над другим, как строки партитуры. Самым распространенным видом строчного пения было троестрочное (трехголосное) пение. Характерной чертой этого стиля является двух- и трехголосный полифонический склад, который во многом родствен русской народной песне. В конце XVI века в русскую музыку придет партесный стиль. О нем речь пойдет подробнее в разделе, посвященном XVII столетию.

Светская музыкапредставлена многопланово. Важным собы­тием в культурной жизни Руси явилось создание на рубеже XV-XVI веков придворного хора. В его состав входили самые одаренные и образованные мастера певческого искусства того времени. Этот хор, именовавшийся «хором государевых певчих дьяков», часто принимал участие в торжественных дворцо­вых церемониях, сопровождал царя при выездах в церковь, в походах. По-прежнему очень популярно было искусство скоморохов, хотя в 1648 году царь Алексей Михайлович издал направленную против них грамоту. Официально их ис­кусство клеймится как «дьявольское угодье», «богомерзкие дела», но скоморохи, как и раньше, желанные гости на всех праздниках. Новым в музыкальной жизни Руси был все возрастающий интерес к западноевропейской культуре, что сказалось в приглашении музыкантов из-за рубежа, в приобщении к европейскому музыкаль­ному инструментарию.

Самым важным итогом развития отечественной музыки на данном этапе явилось рождение протяжной песни, а также ут­верждение в церковной музыке многоголосия. Эти завоевания послужили основой для становления отечественного музыкаль­ного искусства на новом этапе его истории.