Методы обучения, выделяемые по характеру познавательной деятельности учащихся.

Понятие метода. Общая характеристика методов теоретического обучения.

Конструирование методов в профессиональном обучении.

Метод –по гречески путь, способ поведения.

Под методом обучениямы будем понимать систематически применяемый способ работы педагога с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а так же использовать их на практике.

Учебный процесс в училище представляет собой единство содержания организационных форм и методов обучения.

В дидактике нет еще единой общепризнанной классификации метода. Не анализируя существующие коммуникации методом, отметим только некоторые из них:

1. Метод обучения, выделяемые по источнику и способу передачи и восприятию учебной информации, формирование способов деятельности.

2. Методы обучения, выделяемые по характеру познавательной деятельности учащихся.

Наибольшее распространение получили первые методы обучения (по источникам знаний):

1. Словесные (устное изложение материала, рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с книгой и др.).

2. Наглядные (демонстрация наглядных пособий, кинофильмов, диафильмов, компьютерных программ, наблюдение, интерактивная доска и др.).

3. Практические (упражнения, лабораторно – практические работы).

В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при изучении учебного материала и характера деятельности преподавателя, организующего эту деятельность учащегося, выделяют воспроизводящие и проблемно – поисковые методы обучения. К воспроизводящим относят объяснительно – иллюстративный и репродуктивные методы. К проблемно – поисковым – проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский.

Объяснительно – иллюстративный метод состоит в том, что преподаватель сообщает готовую информацию различными способами, а учащиеся воспринимают её, осознают, фиксируют в памяти.

Репродуктивный метод, отличительная черта которого – воспроизведение и повторение учащимися по образцу, данного преподавателем, определенных способах деятельности, связанных с применением полученных знаний. При этом у учащихся формируются умения и навыки пользования знаниями.

Проблемное изложение– преподаватель ставит определенную познавательную проблему, сам её решает и последовательно показывает пути её решения.

Частично поисковый– предполагает разделение познавательной проблемы на определенные взаимосвязанные части (шаги) и активное включение учащихся в поисках её решения.

Исследовательский– представляет собой способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

Т.к. методы обучения это приемы и способы осуществления учебного процесса, т.е. преподавание и учение, то каждый метод следует рассматривать с двух сторон: деятельность преподавателя и деятельность учащихся.