Лев Николаевич Толстой

Публицистика русских писателей нач. ХХ века

 

Толстой очень заинтересованно относился к журналистике. Он еще в юности запомнил мысль Александра Михайлова о том, что черный хлеб журналиста писателю не повредит.

1. Отличался Толстой демонстр. неприязнью к русской прессе («письмо Фету»). Особенно его возмущала «низкопробная ставка на сенсацию».

2. Толстому был свойственен интерес к русской периодике: он стабильно выписывал несколько центр. газет (в т.ч. «Рус.слово», «Русские ведомости», «Голос Москвы»). Его занимает феномен влияния журналистики на общ. жизнь. толстой замыслил совершенно особое сочинение, к-рое д.б. назваться «Номер газеты». Для этого он хотел взять «Рус.слово» и дать обзор одного номера, определяя характер и значение статей, но отказ-ся от этой идеи, пот.что «это было нечто ужасающее, за кажд. строчкой обман, стремление подчинить миллионы разумных нравств. существ».

Подобное отношение не мешало Толстому участвовать в газетно-журнальных дискуссиях. Например, дискуссия 96-98 гг о христ. любви. Он выступил против всех.

Толстой вел обширную переписку через печать: статья «Одумайтесь». Толстой выступ. с нов. профес-м правилом, правилом достоверности.

Толстой обладал способностью всегда понимать запросы дня. Всегда откликался на животрепещущ. темы («Сев. рассказы», проблема голода, «Стыдно!»). Для Толстого характерен культ факта. Свое журн. кредо он формулировал так: «Факты и их справедл. освещение… не бойтесь быть субъективны… бойтесь быть неискренними».

Публицистике Толстого свойственен учительный пафос (моралистич. дух) как и многие публ-ты совр-ки, он утверждает необходимость перемен. Началом журн. деят-ти следует счит. цикл «Севастополь в декабре» (ж-л «Современник», 1854г). Жанр публиц. очерка, достоверность увиденного и воспроизв-го: характеры, обстоятельства. Цикл был принят в «Совр-к» без колебаний. Война - это война не только с врагом, но человек, оказ-ся в гуще событий, сраж-ся с собой.

Примечателен цикл статей о голоде. Перв. - «Письмо о голоде» (эта «Моск. ведомости», 1873). Эти письма отличала исключит. простота, докум. достоверность. Новаторство метода было сразу оценено др. журналистами, и принцип освещения событий был поддержан как столич. так и провинц. печатью. Толстой выбир. типичную деревню «Гавриловка» и делает расчет, может ли выжить деревня самостоятельно. Вывод: часть деревни обречена на голод, вина к-го на гос-ве. Сумма налога обрекает крестьян на вымирание. Толстой даже личные впечатления облекает в документальн. форму. Вывод Т. будет созвучен его др. выводам: в нар. бедствиях виноваты «господа и власти». Т. не отделяет себя ни от первых, ни от вторых.

Статья «О голоде» примыкала к его работам о жизни городского дна. «Так что же нам делать?» (1882в ходе переписи). Т. достался самый неприглядный участок Москвы: Ржановская крепость, квартал ночлежек.Т. расск.об этих людях, персонифицирует каждого, дает подробности биографии, восстан. хронологию жизни.

В эт. период Т. видит выход в благотворительности. Планы он пытается реализовать ч/з печать.

Итогом дух. исканий и публиц. выступлений Т. стала след. мысль: Чтобы помочь бедствующему, нужно переменить его миросозерцание, а чтобы переменить миросозерцание другого, надо самому иметь лучшее и жить сообразно с ним.

Толстой зявляет, что отказ-ся от всех аристокр. привелегий. Ч-к должен перестать воспринимать себя как нечто особ-е. Чел-к должен научиться честно кормиться. Общий тон публ-ки эт.вр. отраж. Т. «Исповедь» - опыт дух. биографии в контексте времени. Особой остротой отлич-сь публиц. произв-я Т. втор. пол. 90-х гг. Осн. жанр – памфлет (и трактат).

17 янв. 1895г. – памфлет «Бессмысл. мечтания». Брошюра написана по итогам приема Ник.II представителей земскихправлений. Т. дает сатир. образ нов. царя, считая, что уже по первым шагам видно, что прав-е его бывает провальным.Т. оч. много пишет на антивоенные, антимилитаристские темы. Предощущение рус-испанск. в-ны; он пыт-ся остановить втягив-е в воен. действия страны. Вопрос, к-рый не решили полит. путем, не решить кровью.

В ст. «Две войны» Толстой вскрыв. механику и причины империалист. войн. Война – показатель нежизнеспос-ти прав-ва. Война сегодня выгодна меньшинству, а страдает в ней большинство. Иногда Т. откровенно сатиричен.

«Христианство и патриотизм» о том, как рус. искадру принимали во фр. Тулоне. Обманывают глупый народ.

«Одумайтесь»:Т. прибегает к форме циничного обращ-я к правящей верхушке, предлагая им самим повоевать, «а мы не хотим и не пойдем».

Антимилит. статьи Толстого отражали глобализм его мышления. Он пишет об общности судей и народов.Любая война приведет к взаимному истреблению.

Спас-е от войн Т. видит в дух. преображ-и чел-ка, в религии, в изм-и сознания, в духе нравств. императива Канта. «Одумайтесь и веруйте в Евангелие!»

«Не могу молчать!» (последн.круп.выступл-е, июль 1908). Направл. против контррев.террора. Самый выразит. протест против последствий рев-и 1905г (п/в реакции, смертных казней, ставших обычным делом). Волна казней причин. Т. не только нравств, но и физ. страдания. Работа напис.на эмоц. пределе. Это крик отчаяния. Статью прониз. чувство личной вины за массовые казни.

Публицистика Т. здесь достиг. своей высоты. Вся глубина авт. сострадания в поэтап. опис-и казни невинных крестьян. Источником выраз-ти станов. деталь. Статья напис. как анализ периодики. Статья была запрещена. Одной из форм отклика стали публиц.выступления Короленко, Леонида Андреева.