Вопрос 1
Тема: Автоматизированные информационные технологии. Основные понятия и определения.
1. Цель АИТ.
2. Виды ИТ.
3. Процессы, происходящие в ИТ и процедуры, реализующие эти процессы (функции АИД).
4. Подсистемы, обеспечивающие функционирование АИС.
Целью АИД является создание из информационного ресурса качественного информационного продукта, удовлетворяющиего требования пользователя.
Методами АИТ (технологии) явл методы обработки и передачи данных.
Технологии классифицируются на:
v Глобальные – включает модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества.
v Базовые - модели, методы и средства, позволяющие использовать информационные ресурсы общества, но предназначенные для определённой области применения.
v Конкретные – реализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователей.
Каждая АИС п/птия решает конкретные задачи по средствам функций.
Функции АИС реализованы с помощью процедур, которые представляют собой структуру информационной технологии (АИТ).
Процедуры АИТ:
Ø Сбор, передача данных от источников возникновения
Ø Регистрация и подготовка информационных массивов
Ø Накопление и хранение данных, их обработка
Ø Передача данных потребителям информации
Сбор и регистрация информации.
v Сбор и регистрация первичной учётной инфомрации, отражающей производственно-хозяйственную деятельность объекта;
v Особое значение придаётся достоверности, полноте и своевременности первичной информации;
v Сбор информации, как правило, регистрируется, т.е. инфомрация фиксируется на материальном носителе (документе).
Способы передачи информации:
v Дистанционная передача данных по каналам связи сокращает время их движения;
v Дистанционно может передаваться как первичная информция с мест её возникновения, так и результативная –
Машинное кодирование – процед
Хранение накопления
Хранение и накопление информции вызвано:
v Многократным её использованием;
Информация хранится и накладывается:
В информационных базах;
На машинных носителях и в виде информационных массивов, где данные располагаются по установленному в процессе проектирования…
Обработка информации
Принятие решения.
Принятие решения в автоматизированной системе организованнаого управления осуществляется специалистом с применением или без применения технических средств, но в последнем случае – на основе тщательного анализа результатной информации, полученной на ПЭВМ.
Задача принятия решений осложняется тем, что специалисту приходится выбирать из множества допустимых решений наиболее приемлемое, сводящее к инимуму потери ресурсов (временных трудовых, материальных и т.д.)
Благодаря применению персональных ЭВМ …
Для выполнения процедур ИТ существует технологическое обеспечение, которые представлены:
Инфмормационное обеспечение – это совокупность проектных решений организации информации, циркулирующей в технологии АИТ.
Представляет собой совокупность проектных решений организации информации, циркулирующей в АИТ по:
v Формам;
v Объёмам;
v Размещению.
Оно включает совокупность:
v показателей;
v справочных данных;
v классификаторов и кодификаторов информации;
v массивов информации на соответствующих носителях;
v унифицированных систем документации специально организованных для автоматического обнаружения.
Совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации.
Математическое обеспечение включает:
1) средства моделирования процессов управления;
2) методы и средства решения типовых задач управления;
3) методы оптимизации исследуемых управленческих процессов и принятия решений.
Техническая документация этому виду обеспечения АИТ содержит:
v описание задач;
v задания по алгоритмизации;
v экономико-экономические модели задач;
v текстовые и контрольные примеры их решения.
Персонал составляют специалисты по организации управления объектом, постановщики задач управления, специалисты по вычислительным методам, проектировщики АИТ.
ПО включает совокупность программ, реализующих функции и задачи инф технологий и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств.
В состав ПО входит общесистемное ПО, представленное инф системами/утилитами.
Специальное ПО – это ППП для решения функциональных задач.
Инструктивно-методические материалы – обучающая программа – демо-версия.
Лингвистическое обеспечение вкл в себя:
v инф языки для описания структурных единиц инф базы АИТ (документов, показателей, реквизитов и т.д.);
v языки управления и манипулирования данными инф базы АИТ;
v языковые средства информационно-поисковых систем;
v языковые средства автоматизации проектирования АИТ;
v диалоговые языки специального назначения и другие языки;
v систему терминов и определений, use в процессе разработки и функционирования АСУ.
Техника – это комплекс технических средств (ПК и оргтехника) для сбора, регистрации, обработки передачи, отображения и размножения.
ОО (организационное обеспечение) - это
ОО представляет собой комплекс документов и реализуется в методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации АИС и АИТ при:
v проведении проектного обследования формирования технического задания на проектирование и технико-экономического обоснования;
v при разработке проектных решений в процессе проектирования;
v при выборе автоматизированных задач типовых проектных решений и ППП;
оформление документации при внедрении в систему эксплуатации.
Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении АИС и АИТ.
Правовое обеспечение включает:
v нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика при создании АИС и АИТ и с правовым регулированием различных отклонений в ходе этого процесса с договорными отношениямим и различными видами ресурсов;
v правовое положение о компетенции составных частей АИС и АИТ и организации деятельности;
v права и обязанности и ответственность персонала;
v порядок создания и use информации, процедуры её регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки;
v порядок получения и use электронно-вычислительной техники и других технических средств;
v порядок создания и use математического и программного обеспечения.
Эргономическое обеспечение – это совокупность методов и средств для создания оптимальных условий высокоэффективной деятельности человека.
Эргономика - обеспечение безопасных условий труда для человека для обеспечения его деятельности.
В состав этого обеспечения входит
v комплекс различной документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям и условиям деятельности персонала;
v набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований, и осуществление эргономической экспертизы уровня их реализации;
v комплекс методов учебно-методической документации технических средств, предназначенных для обоснования и формулирования требований к уровню подготовки персонала и формирования системы отбора и подготовки персонала;
v комплекс методов и методик, повышающих эффективность деятельности человека.
Тема: классификация АИТ
1. Этапы развития АИТ с точки зрения технических средств и решаемых задач
2. Классификационные признаки АИТ и классы АИТ
3. Тенденции развития ИТ
Процессы:
1. Передача
2. Сбор и регистрация
3. Преобразование на входе (данные превращаются в коды) и преобразование на выходе (данные превращаются в информацию)
4. Накопление и хранение
5. Обработка
6. Формирование результата с преобразованием
7. Передача
Конец 50 начало 60х годов
3 этап: 70е годы, машины третьего улучшенного поколения, более развитые по сравнению с предыдущими,
На этом поколении выполнялась комплексная обработка информации на всех этапах управления деятельности п/п и переход к разработке подсистем АСУ
Тип АИТ – это централизованная автоматизированная обработка инф в условиях вычислительного центра (коллективного use).
4 этап: 80е, 4е поколение характеризуется появлением съёмных внешних носителей памяти, наличием монитора или дисплея, усовершенствованным ПО, появлением ДОС (дисковой операционной системы). Это поколение связано с развитием АСУ (автоматизированная система управления) ТП (технологическими процессами), САПР (система автоматизированного проектирования), АСУП (автоматизированная система управления предприятий), ОГСУ (общегосударственная автоматизированная система управления) для решения следующих задач:
v плановых расчётов,
v статистики,
v материально-технического снабжения,
v науки и техники,
v финансовых расчётов,
v решение задач в многопользовательском режиме,
v переход к безбумажной технологии.
ТИП АИТ - специализация технологических решений на базе миниЭВМ, ПВМ или ПК и удалённого доступа к данным с одновременной универсализацией способов обработки на базе мощных суперЭВМ (появились сервера).
5е поколение: конец 80х годов, машины на кристаллах Si (кремния), на кот можно было решать задачи. Это комплексное решение экономических задач, объектно-ориентированный подход в зависимости от хар-рк предметной области, широкий спектр приложений (разнотипные задачи), сетевая организация информационных структур, преобладание интерактивного взаимодействия пользователя при эксплуатации ВТ (вычислительной техники). ТИП АИТ: НИТ – это сочетание средств вычислительной техники, средств связи и оргтехники.
Тема: Методические и организационные принципы создания АИС и АИТ.
1. Основные правила системы техники.
2. Основные принципы создания АИС и АИТ.
3. Организационные вопросы построения АИС и АИТ.