Начало пропагандистской деятельности США
Холодная война
План.
1. Начало пропагандистской деятельности США.
2. Антикоммунистическая направленность внешнеполитической пропаганды США.
3. Внешняя пропаганда западных стран: Великобритания и Германия
Авторы американских наставлений по военной пропаганде пришли к выводу, что «психологическая война» столь же приемлема и в качестве оружия мирного времени, как планируемое использование нацией или группой наций пропаганды или относящихся к ней мероприятий, направленных на враждебные, нейтральные или дружественные группы для оказания воздействия на образ мыслей, эмоции и поведение с тем, чтобы поддержать цели национальной политики США.
Цель психологической войны – сокрушить противника «психологически» до военных действий.
Форма психологической войны «Холодная война». Это состояние отношений между социально разнотипными государствами, когда они, будучи открыто враждебными, все же не достигли фазы вооруженного конфликта.
До Второй мировой войны проблема организации внешнеполитической пропаганды на правительственном уровне в США не была значительной.
Гуверовский институт войны, революции и мира при Стэнфордском университете (г. Пало-Альто, штата Калифорния) создан в 1919 г. Главной задачей института, по словам его основателя Герберта Гувера (стал в 1929-1933 гг. президентом США) была «исследовательская работа и публикации, которые должны вскрывать зло учения Карла Маркса - будь то коммунизм, социализм, экономический материализм или атеизм». В соответствии с этой задачей Гуверовский институт занимался подготовкой антисоветских и антикоммунистических книг, брошюр, статей, лекций, выступлений по радио и телевидению, готовил справочные материалы и рекомендации для ЦРУ, Пентагона и др.
В 1936 г. под эгидой США в Буэнос-Айресе (Аргентина) была созвана конференция, посвященная вопросам «улучшения межамериканских связей», т.е. фактически нахождению путей к укреплению доминирующего положения США в Западной полушарии в области политики и идеологии.
В 1942 г. США распространили свою зарубежную пропагандистскую деятельность и на Дальний Восток (Китай).
В июне 1942 г. приказом президента Рузвельта было учреждено правительственное Бюро военной информации, которому были переданы функции зарубежной пропаганды, выполнявшиеся ранее зарубежным отделом комитета координации информации. Руководитель – известный журналист и политический обозреватель Эльмер Девис.
В 1942 г. под руководством Бюро военной информации начала действовать правительственная радиосистема «Голос Америки». В нее первоначально входило 11 коротковолновых передатчиков. Назначение: обслуживание экспедиционных войск США в Европе. Затем в правительстве США возникает еще несколько агентств, занимающихся зарубежной пропагандой (в январе 1944 г. в рамках госдепартамента начал действовать отдел радио и кино). Таким образом, к концу Второй мировой войны в США действовало несколько официальных органов пропаганды; но вразнобой, хаос, снижение эффективности работы.
В целях координации работы этих ведомственных органов пропаганды президент США Трумэн в августе 1945 г. учредил специальный орган – «Временную службу военной информации».
В середине мая 1947 г. в изоляционистские группы в палате представителей США пытались урезать расходы на зарубежную пропаганду. Попытка потерпела неудачу. В результате споров появился закон Смита-Мундта (Карл Мундт, председатель комиссии по иностранным делам палаты представителей) в 1948 г. или закон об информационных и образовательных обменах. Он определил широкие полномочия правительства по созданию служб пропаганды на зарубежные страны, открывал перед правительством возможность максимального привлечения к пропагандистской деятельности частных лиц и агентств – американских и зарубежных.
Кроме этого психологической войне предшествовала политическая, «доктринальная» подготовка». Ключевую роль в этом сыграли речи лидера британских консерваторов У.Черчилля.Основное значение в речах Черчилля уделялось окончанию II мировой войны. Он отмечал, что заключение мира – это время передела мира, и для США это подходящий момент утверждения своей власти.
Еще 24 июня 1941 г. газета «Нью-Йорк таймс» цитировала Трумэна (1945-1948-1952; 1946 – выборы): «Если мы увидим, что побеждает Германия, нам следует помогать России, если же будет побеждать Россия, мы должны помогать Германии. И пусть таким образом как можно больше убивают друг друга, хотя я не хочу ни при каких обстоятельствах видеть Гитлера победителем. Ни Германия, ни Россия не придают значения своим обязательствам». В президентском меморандуме от 5 января 1946 г. Трумэн заявил: «Если России не будет противопоставлен железный кулак и жесткий язык, новой войны не избежать». «Я устал нянчиться с Советами».
Наиболее важной называется речь У. Черчилля, произнесенная в американском городе Фултоне в марте 1946 г. Он нарисовал апокалиптическую картину «угрозы» с Востока - опускается «железный занавес» над Европой и мир возвращается назад, к «темным векам», - и призывал «англо-саксонские нации» взять на себя роль лидера в деле спасения «христианской цивилизации» от «тирании». Выступление У.Черчилля было призвано послужить своего рода сигналом к «холодной войне» и одновременно установочной платформой внешнеполитических операций против СССР и социалистических стран.
В ноябре 1946 г. был издан президентский указ № 9806, согласно которому учреждалась временная президентская комиссия по проверке «лояльности» государственных служащих. Через несколько месяцев, 23 марта 1947 г., временная комиссия была преобразована в постоянное управление, вплотную занявшееся проверкой политической благонадежности более 2,5 американцев, состоявших на государственной службе.
С самого начала к преследованию «неблагонадежных» и разжиганию шовинистических настроений подключилась пресса США. Американский историк Ричард Уолтон писал: «Пресса несет основную ответственность за «холодную войну» и за все трагедии, которые были ею вызваны... Хотя она и гордилась своей независимостью и скептицизмом, она редко задавала основополагающие вопросы, касающиеся внешней политики, превратившись в часть национального консенсуса, к формированию которого она сама и приложила руку».
Члены комитета по расследованию антиамериканской деятельности установили тесные контакты с газетами и журналами; начался обоюдный обмен информацией; анонимные и неофициальные заявления поступали в прессу, которая с энтузиазмом использовала их. Журналисты участвовали в подготовке многих антикоммунистических документов и материалов.
По отношению к той части американской прессы, которая оспаривала методы проведения политики антикоммунизма, проводились реакционные меры. С 1948 г. любая критика политики «холодной войны» рассматривалась как проявление изменнических, подрывных настроений. Один за другим умолкали голоса либерально-буржуазной критики внешнеполитического курса администрации Трумэна в прессе.
В конце 1955 года было произведено официальное расследование «влияния коммунистов» в буржуазной периодической печати. Опросу подверглись 50 журналистов из числа сотрудников газет «The New York Times», «Daily Mirror», «Daily News», «National Guardian» и журнала «Time». За опросом последовали увольнения. Многие руководители коммунистических, профсоюзных изданий оказались в тюрьме.
Еще в 1944 г. была образована «общественная» (на средства хозяев Голливуда) организация - Альянс работников кино за сохранение американских идеалов.Целью организации, согласно ее уставу, было ведение борьбы с «растущим впечатлением, что киноиндустрия состоит из коммунистов, радикалов и безумцев и подчиняется им».
В сентябре 1945 года главой Голливуда стал крупный бизнесмен Эрик Джонсони он заверил Конгресс в том, что будет «бороться с коммунистической угрозой». Так Голливуд лишился около 300 кинематографистов. Многие были обвинены на основании слухов и не имели отношения к коммунистическому движению. В Голливуде было снято множество антикоммунистических фильмов. Первым «эталонным» антисоветским фильмом стал «Железный занавес» (1947). В этом фильме описывалась жизнь работников советского посольства. В США и Европе были выступления против этого фильма.
Чарли Чаплин в конце 1940-х годов стал одним из инициаторов созыва в Нью-Йорке Конгресса науки и культуры США в защиту мира. Чаплин снимает фильмы «Месье Верду» (1947), «Огни рампы» (1952), «Король в Нью-Йорке» (1957), за которые был изгнан из США.
Кинотеатры пустеют в это время. Развивается телевидение, а кинотеатры не предлагают интересных фильмов. Но в 1950-е годы появляются молодые талантливые режиссеры, и кино в США возрождается.