Комплекс упражнений на развитие резонаторов

Очень важно для звучности и объема голоса научиться ощущать работу резонаторов. Резонаторы являются усилителями звука. К резонаторам относятся: нёбо, полость носа, зубы, лицевой костяк, лобная пазуха. При низком звучании голоса ощущается вибрация в полости грудной клетки. В случае неправильного пользования голосом получается искусственное звучание, как например "горловой" оттенок, что является результатом неверного посыла звука в резонаторы. Причиной такого явления может также быть зажатость глотки. Неправильное использование голоса может проявиться и в его «заниженности», то есть человек говорит "ниже" чем это соответствует природе его голосовых данных. Тогда голос получается сдавленным, лишенным звучности. Это чаще свойственно мужской речи. У женщин часто проявляется голосовая «завышенность». Голос звучит на высоких нотах, визгливо. Привычка говорить не "своим" голосом приводит к быстрой утомляемости. Для устранения таких явлений нужно включать в работу все резонаторы, использовать нижнее дыхание (мы об этом уже говорили в дыхательном блоке), и снимать излишнее напряжение с окологлоточных мышц и с голосовых связок. Для того, чтобы развить работу резонаторов, необходимо проделывать предложенные упражнения. Резонаторный массаж:

· Сделать глубокий вдох, затем легко постучать собственными кулачками по груди со звуком «М», до появления внутреннего отклика и звукового резонанса;

· Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по нижней губе со звуком «З» до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;

· Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по верхней губе со звуком «В» до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;

· Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по крыльям носа и области гайморовых пазух со звуком «но-но-но…»до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;

· Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по точке между бровями и области лобных пазух со звуком «МИ-МИ…»до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;

· Сосредоточиться на точке между бровями, посылать туда столб воздуха, произнося несколько раз звуки «МНГМОМ» – нараспев и как бы подбрасывая это слово вверх;

· Ладошками легко постукивать по плечам со звуком «Д» до появления звукового резонатора;

· Ребром ладони постучать себя по области ребер и спине со звуком «Ж» до появления звукового резонанса;

· Ладонями мягко помассировать область живота и бедер со звуком «Шо-шо-шо…» до появления звукового резонанса;

· Наклоняя корпус вперед произносить скороговорки и стихи с большим количеством сонорных звуков (Л-М-Н-Р)

«На мели мы лениво налима ловили,

И меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили

И в туманы лимана манили меня».

 

Техническая сторона речи является частью общей культуры речи, без которой не сложится полный образ языково развитой личности, к чему, думаю стремиться каждый учитель