Поздние поэмы Лермонтова

Поэма «Песнь про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837)

Это произведение продолжает традицию исторических поэм Лермонтова, но его, в отличие от ранних образцов жанра, следует признать полностью самобытным. В этой поэме реализуются черты преимущественно романтической поэтики.

1. Фольклорная основа (стилизация под древнерусские сказания и песни, метафорическая речь с речевыми повторами, параллелизмом и архаизмами).

2. Национальный колорит, попытка воссоздать русский народный дух.

3. Время действия отнесено в прошлое (времена Ивана Грозного), за счет чего достигается эффект экзотической отстраненности действия.

4. В основе сюжета лежит любовная интрига, представленная в классической форме любовного треугольника (герой – героиня – антигерой).

5. Существенное место занимает изображение страстей (любовь, ревность, ярость). Герои интенсивно переживают происходящее и активно выражают свои чувства.

6. Трагический финал (смерть одного героя и казнь другого).

Поэма «Мцыри» (1839)

По своему типу «Мцыри» – это романтическая символическая поэма с философским подтекстом. В ней изложена романтическая история, которая, впрочем, может быть истолкована в глубоко философском смысле. Сочетание романтических приемов и поднимаемых философских проблем, которые приобретают общечеловеческое звучание, типично для зрелого творчества Лермонтова.

Романтическая традиция Философская трактовка

Пребывание главного героя в монастыре на чужбине, фактически в плену, без возможности покинуть монастырь по собственному желанию

Ограниченность существования человека, невозможность вырваться из оков земного существования Бегство героя из монастыря, стремление к свободе, стремление к идеалу, к высшему и недостижимому Странствия по горам, картины божественно прекрасной природы, испытываемый героем на воле восторг и чувство единения с природой

Ощущение достижимости идеала, восторг от присутствия идеальных сущностей в реальном мире Возвращение к монастырю после трехдневных скитаний, неожиданное обретение монастыря. Смерть от горячки Вечное возвращение к реальности, замкнутый круг, недостижимость идеала. Смерть от разочарования.

Поэма «Демон» (1829–1839)

Поэма насчитывает восемь редакций и так называемый «ереванский список» (первый вариант 6-й редакции, относящийся к концу 1837 – началу 1838 г.), который некоторые исследователи называют отдельной редакцией.

Есть довольно существенная разница между ранними и поздними редакциями, отражающая отличие раннего и зрелого творческого метода Лермонтова. В ранних редакциях сюжет имеет бесспорно романтическую окраску (злобный демон обольщает монахиню и расчетливо губит ее). В поздних версиях характеры героев и их взаимоотношения усложняются. Демон превращается в существо с крайне сложными мотивами и неоднозначным характером.

В «Демоне» с наибольшей полнотой воплощена самобытная модификация байронического романтического характера, представленная во многих произведениях Лермонтова, – демонический тип. Земное воплощение такого типа было еще до «Демона» продемонстрировано Лермонтовым в драме «Маскарад». Набор демонических качеств характерен для героя драмы Арбенина в высшей степени.

Демоническому герою присущи следующие качества:

поиск свободы, стремление к независимости, нежелание связывать себя какими-то долгосрочными обязательствами (романтизм + байронизм);

– разочарование в жизни, пресыщение удовольствиями (байронизм);

– одиночество, оторванность от окружающих, осознание собственной исключительности, стремление властвовать над миром (романтизм + байронизм + демонизм);

– поиск путей преодоления одиночества и разочарования (демонизм);

– отсутствие осознанного стремления к злу при неизменном негативном результате всех поступков, роковые совпадения, приводящие к трагическому финалу помимо воли героя (демонизм);

– трагизм фигуры, герой становится объектом сочувствия, а не осуждения для автора (демонизм).

5. Роман «Герой нашего времени»: главный герой, особенности композиции, соотношение реализма и романтизма

В сентябре-декабре 1837 г. создана новелла «Тамань», написанная как самостоятельное произведение (в тексте новеллы не упоминается имя Печорина, рассказчик по типу больше похож на рассказчика в «Бэле», не упоминается Максим Максимыч, есть расхождения с версией отправки Печорина на Кавказ, которая будет приводиться в более поздних частях).

В начале 1838 г. написана новелла «Фаталист», тоже независимое произведение.

1. 2-я половина 1838 г. – составлена первая редакция романа, пока не имеющего названия и состоящего из трех частей:

· «Бэла» (герой в столкновении с «детьми природы»);

· «Максим Максимыч»;

· «Княжна Мери» (герой в столкновении с «детьми цивилизации»).

Март 1839 г. – публикация в журнале «Отечественные записки» повести «Бэла» (с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе»).

2. Август-сентябрь 1839 г. – создана вторая редакция романа, на этот раз под названием «Один из героев нашего века», насчитывающая четыре части:

· «Бэла» (повесть);

· «Максим Максимыч» (новелла);

· «Фаталист» (новелла);

· «Княжна Мери» (повесть)

3. Конец 1839 г. – третья редакция под названием «Герой нашего времени»:

· «Бэла» (повесть);

· «Максим Максимыч» (новелла);

· Предисловие к «Журналу Печорина» (добавлено в состав романа впервые и содержит известие о смерти героя, который в предыдущих редакциях оставался в живых);

· «Тамань» (новелла);

· «Княжна Мери» (повесть);

· «Фаталист» (новелла).

Декабрь 1839 г. – роман сдан в печать.

Середина февраля 1840 г. – в журнале «Отечественные записки» опубликована новелла «Тамань». Апрель 1840 г. - выход в свет отдельного издания романа «Герой нашего времени». 1841 г. – второе издание с новым предисловием автора (канонический текст романа).

Особенности структуры

В составе романа в его каноническом варианте присутствуют следующие элементы:

Предисловие к роману;

«Бэла»;

«Максим Максимыч»;

Предисловие к журналу Печорина;

Журнал Печорина: «Тамань»; «Княжна Мери»; « Фаталист».

В изложении событий нарушен хронологический порядок. Если его восстановить, то ситуация будет выглядеть следующим образом:

Хронологический порядок

«Тамань» (Печорин направляется на Кавказ, по пути успевает разоблачить контрабандистов); «Княжна Мери» (события на Кавказских Минеральных Водах, дуэль с Грушницким, отправка Печорина за провинность в крепость под начало к Максиму Максимычу); «Фаталист» (служба в крепости под началом Максима Максимыча, поездка в казачью станицу по служебной надобности);

«Бэла» (история с Бэлой, приключившаяся с Печориным во время жизни в крепости и изложенная в форме воспоминаний Максима Максимыча; вторую часть повести составляет история путешествия по Кавказу Максима Максимыча и его попутчика-офицера – это происходит уже после отъезда Печорина из крепости и его расставания с Максимом Максимычем); «Максим Максимыч» (офицер-путешественник лично встречается с Печориным, Печорин уезжает в Персию); Предисловие к журналу Печорина (сообщается о смерти Печорина по дороге из Персии обратно в Россию).

Такое нарушение логики повествования неслучайно. Лермонтов отказался от прямолинейной хронологической цепочки с тем, чтобы успешно решить другую задачу – задачу постепенного раскрытия личности главного героя. Печорин – центр повествования, вокруг него строится весь роман. Остальные герои представляют собой либо его двойников, воплощающих и оттеняющих отдельные стороны личности центрального персонажа (Вернер, Грушницкий, Вулич), либо антиподов (Максим Максимыч), либо зависят от него и заставляют проявлять скрытые черты характера (Бэла, Вера, Мери). Повествование строится таким образом, чтобы читатель постепенно знакомился с Печориным, заинтересовывался им и последовательно открывал для себя эту личность. Эффект постепенности достигается за счет смены рассказчика и формы рассказа:

 

Название   Главное действующее лицо Рассказчик   Форма повествования  
«Бэла»   Печорин   , Максим Максимыч чью историю, в свою очередь, передает офицер путешественник, лично с Печориным не знакомый   устный рассказ, зафиксированный посторонним человеком в письменном
«Максим Максимыч»     Печорин и Максим Максимыч   офицер-путешественник записки офицера-путешественника, сделанные по следам встречи с Печорин
«Тамань»   Печорин   Печорин   записанные Печориным воспоминания о прошлом  
«Княжна Мери»   Печорин   Печорин дневниковые записи, которые велись непосредственно во время событий + сделанная по памяти запись о финале происшествия  
«Фаталист»     Печорин   Печорин   запись о прошедших событиях, которые герой постфактум пытается осмыслить в философском ключе  

 

Как можно судить по таблице, открывается роман повестью, где Печорин показан со стороны, глазами Максима Максимыча, который им восхищается, но его не понимает

Естественно, что в интерпретации Максима Максимыча мысли и поступки Печорина должны приобретать специфическую окраску. Усугубляется ситуация тем, что рассказ Максима Максимыча на самом деле «проходит через вторые руки», т. е. до читателя его доносит безымянный офицер-путешественник, вообще никогда с Печориным не встречавшийся. Это первая ступень знакомства с героем. В новелле «Максим Максимыч» штабс-капитан перемещается с позиции рассказчика на позицию действующего лица, и офицер-путешественник излагает уже собственное видение ситуации, без «посредников». Немаловажно, что в этой части романа офицер уже лично сталкивается с Печориным и может отразить свою точку зрения на персонажа. Это следующий уровень приближения.

Следующей составной частью романа автор сделал «Журнал Печорина», т. е. собственноручные записи героя. Три истории представляют собой эпизоды, где Печорин совмещает в своем лице героя и рассказчика. При этом открывающая «Журнал» новелла «Тамань» представляет собой романтическую историю времен молодости Печорина в вольном изложении. Дальше следует «Княжна Мери», где благодаря дневниковой форме более последовательно проводится психологический анализ, а также имеет место подробная фиксация событий буквально по дням. Новелла «Фаталист» занимает последнее место, по форме она схожа с новеллой «Тамань», однако в ней впервые представлена попытка Печорина не просто анализировать мотивы поступков своих и окружающих, но сформулировать взгляд на философскую проблему существования судьбы, предопределения. Таким образом, читатель последовательно сталкивается сначала с взглядом на Печорина других людей, потом знакомится с его собственной оценкой самого себя, причем записки Печорина отражают широкий диапазон взглядов, от самоанализа до решения философских проблем.

Тип главного героя

Печорин – романтический байронический герой (одинокий, противопоставленный обществу, разочарованный в жизни), модификация байронического героя на русской почве, которую можно назвать демоническим типом. Отчетливо прослеживается сходство Печорина и Демона, героя одноименной поэмы.

 

Печорин Общие черты Демон
  Свободолюбие Печорина выражается в его нежелании привязываться к одному месту или человеку, в «кочевом» образе жизни и отсутствии друзей. свободолюбие Тяга к свободе заставила Демона восстать против власти Бога.  
Печорин пресыщен жизненными удовольствиями, его ничто не интересует после бурно проведенной молодости.     разочарование в жизни Демон за прошедшие тысячелетия успел изучить всю вселенную, ему надоело абсолютно все, потому что все виды занятий он перепробовал по многу раз.  
Печорин по собственному желанию отдалился от дворянского общества, порвал связи с привычным окружением, уехав на Кавказ, и среди светских людей держится отчужденно. В то же время ему не дано сблизиться с простыми людьми, в силу аристократического происхождения и укоренившихся предрассудков.   одиночество   Демон низвергнут с неба, но в то же время он не примкнул к Сатане. Он «ни мрак, ни свет». С людьми ему сойтись трудно из-за принадлежности к другой сфере – Демон сверхсущество, наделенное мистическими способностями и бессмертием.  
Печорин ставит себя выше всех остальных людей и считает, что он имеет право вмешиваться в чужую судьбу, поворачивая ее по собственному разумению. Наиболее яркий пример «режиссирования» ситуации представлен в «Княжне Мери», где Печорин в прямом смысле играет людьми, как марионетками, заранее просчитывая их реакцию и подталкивая к определенным действиям.   стремление властвовать над людьми и обстоятельствами   Демон рассматривает людей как своеобразный «материал» для разыгрывания собственных сценариев. Он устраивает гибель жениха Тамары, потому что заинтересовывается девушкой, и не склонен воспринимать молодого человека как самостоятельно мыслящее и чувствующее существо. Взгляд на мир свысока в о многом обусловлен тем, что Демон обладает сверхъестественными способностями
Печорин, несмотря на печальный опыт, каждый раз с надеждой завязывает новые отношения с очередной женщиной, хотя ни одна любовная история не закончилась для него благополучно.     стремление преодолеть одиночество     Демон, в отличие от стандартного романтического героя, старается преодолеть свое одиночество, ищет любви, в которой надеется обрести смысл жизни.  
Печорин не ориентируется на сознательное причинение людям зла, однако большинство его поступков имеют негативные последствия (например, влюбившись в Бэлу, он разлучает девушку с семьей и в результате становится виновником ее гибели; познакомившись с Грушницким, в итоге убивает его на дуэли, и т. п.)   отсутствие осознанного стремления к злу и роковые совпадения, приводящие к трагедии   Демон «сеет зло без наслаждения», потому что злодеяния наскучили ему так же, как и все остальное в этом мире, однако даже тогда, когда его намерения не имеют ничего общего со злом (любовь к Тамаре), финал трагичен (Демон оказывается виновен в смерти Тамары, хотя этого вовсе не хотел).  
Печорин показан автором как трагическая фигура: его характер обусловлен временем и общественными условиями. То, что Печорин не находит смысла в жизни – результат сложившейся общественной ситуации, превращающей молодых дворян в «лишних людей».   трагизм фигуры   Демон в авторской интерпретации не столько злодей, сколько жертва обстоятельств. Его душевное состояние, разочарование в жизни, озлобленность продиктованы оторванностью от всего живого, в чем, в свою очередь, повинен не сам персонаж, а Творец, который обрек Демона на вечное одиночество и среди ангелов, и среди демонов, и среди людей.  

 

Кроме несомненного сходства, между героями есть и некоторые различия.

Самое главное отличие заключается в том, что Демон – бесспорно романтическая фигура, сверхсущество, действующее в мистических сферах и иных мирах, а Печорин – обычный человек, хотя и обладающий некоторыми особенностями романтического персонажа.

В связи с принадлежностью к роду человеческому трагизм существования Печорина несколько менее выражен, чем у Демона, потому что страдания Демона усугубляются его бессмертием, тогда как Печорин имеет возможность избавиться от мучений с приходом смерти.

В характере Печорина можно также выделить много особенностей, типичных для романтического характера в целом:

· постоянный поиск приключений «на свою голову», тяга к «сильным ощущениям», постоянный поиск все новых сильных раздражителей;

· повышенная эмоциональность;

· интуитивный склад мышления, отсутствие продуманности и логики в поступках, спонтанные решения;

· неприязнь к окружающему миру;

· бегство от действительности, приобретающее форму постоянного странствия (из России на Кавказ, с Кавказа в Персию);

· эгоистический выбор целей, игнорирование социальных образцов поведения;

· поиск абстрактных идеалов (свобода, идеал женщины, «смысл жизни»);

· склонность к аффектоподобным состояниям и фрустрации (отчаяние после отъезда Веры);

· поиск эмоциональной поддержки и постоянное разочарование в перспективах ее получения;

· необычный, противоречивый характер;

· семейные связи намеренно разорваны самим героем;

· равноправные дружеские отношения завязываются с большим трудом из-за нежелания самого героя и легко разрываются по его инициативе как малоценные (Вернер, Максим Максимыч);

· любовные связи многочисленны, но все остаются на уровне романтической связи, без перспектив превращения в брачные узы. В каждой женщине рассчитывает найти идеал, не находит и пресыщается этими отношениями;

· представитель дворянства. Осознанно дистанцируется от своей среды, подчеркивая свою «особость»;

· служит в армии на Кавказе (романтическое место, рискованное занятие);

· рано умирает;

· обладает исключительно привлекательной внешностью.

Однако:

1. Печорин несколько раз показан автором как человек в смехотворном положении (смешна, например, его нерешительность в ситуации с Бэлой, которая ему надоела).

2. В отдельные моменты Печорин ведет себя так, словно общественное мнение очень много для него значит (история на курорте с Грушницким).

3.Некоторые размышления Печорина наводят на мысль о том, что способность к анализу ситуации изредка у него все-таки включается: разогнав шайку контрабандистов, великолепно отыграв роль романтического мстителя, он в финале задает себе вопрос: зачем всё это?

4.Его характер четко обусловлен исторической эпохой – это «лишний человек» постдекабристских времен.

Он романтический герой, но его постепенно развенчивают и свергают с пьедестала, он вынужден действовать в реальных земных условиях, и это заставляет его меняться. В нем отчетливо просматривается распространенный общественный тип «лишнего человека», который существовал в российской реальности на протяжении первой половины XIX в.

«Лишний человек» 1830-х гг., дворянин, одаренный различными достоинствами, но не нашедший своего предназначения, жертва воспитания, продукт общества, не нужный самому обществу. Его отличие от предшественников, «лишних людей» 1820-х гг., заключается в том, что Печорин воплощает следующую ступень эволюции типа, в его жизни, по сравнению, например, с пушкинским Онегиным, больше активных действий (поездка на Кавказ, путешествие в Персию, участие в войне), однако вся эта активность не приносит никакого результата, Печорин по-прежнему чувствует себя никчемным, и с общественной точки зрения его перспективы гораздо более сомнительны, чем у Онегина, хотя бы потому, что 1830-е гг. в России отмечены спадом политической активности после поражения декабристов, гораздо большим пессимизмом и инертностью общества, что не может не отражаться на жизни людей.

Таким образом, Печорин представляет собой двойственный характер, сочетающий в себе романтические и реалистические черты.

Если проследить эволюцию героя в соответствии с хронологическим порядком событий, то мы увидим постепенное развенчание романтической составляющей характера героя и нарастание реалистических черт, «снижение» образа.

«Тамань»

Печорин представлен как романтичный молодой человек, интересующийся тайнами, переживающий романтическую влюбленность в красавицу-«ундину». Только в финале истории он задается нетипичным для романтика вопросом о смысле своих поступков, подвергает сомнению с точки зрения разумности уже реализовавшийся романтический сценарий.

«Княжна Мери»

Печорин продолжает действовать как типичный романтический герой, однако его саморефлексия нарастает, сомнения в уместности романтических поступков нарастают, а пародийный двойник Печорина Грушницкий дискредитирует саму суть романтического характера.

«Фаталист»

Печорин, сохраняя облик романтического героя, начинает сомневаться в незыблемых для романтика ценностях (рок, предопределение), находя рациональное объяснение мистическим совпадениям.

«Бэла»

Печорин ведет себя в романтической ситуации недостаточно романтично, его любовь заканчивается разочарованием и скукой, и он медлит, вместо того, чтобы принять решение. Его уже есть за что осуждать – он разрушил судьбу Бэлы из-за каприза и стал косвенным виновником ее гибели.

«Максим Максимыч»

Печорин производит на офицера-путешественника удручающее впечатление своей вялостью и апатией («тридцатилетняя бальзакова кокетка»), а его поведение, сохраняя внешние признаки романтизма (принципиальное одиночество, отказ от встречи со старым другом), становится отталкивающим и достойно порицания.

Предисловие к Журналу Печорина

Герой умирает, не выдержав столкновения с действительностью, утратив стимул к дальнейшему существованию.

Сочетание романтического и реалистического начала в «Герое нашего времени» прослеживается не только в образе главного героя, но и в других элементах поэтики произведения.

Название   Элементы поэтики   Романтизм Реализм  
«Бэла» персонажи Печорин Бэла офицер-путешественник, Максим Максимыч   Персонажи, место действия Печорин (те его поступки, которые связаны с влюбленностью в Бэлу и похищением девушки), Бэла, Азамат, Казбич, родичи Бэлы Печорин (в момент нерешительности, когда он не предпринимает никаких действий, чтобы разрешить проблему с Бэлой, которую разлюбил), «мошенники» лезгины на Военно-Грузинской дороге; место действияКавказ, горская деревня Кавказ, грязные лезгинские деревни рядом с Военно-Грузинской дорогой  
«Максим Максимыч»   Персонажи, место действия Печорин (когда пытается вести себя в духе одинокого романтического героя и отказывается от встречи со старым другом) Печорин в восприятии рассказчика, который сравнивает героя с «тридцатилетней бальзаковой кокеткой»; Максим Максимыч, офицер-путешественник место действия Кавказ (у русского читателя существует обобщенное представление о Кавказе как об экзотическом месте) Владикавказ, обычная придорожная гостиница события Совпадение, которое свело вместе двух людей, давно не видевших друг друга Обыденно прошедшая встреча старых знакомых, в ходе которой один обидел другого своим пренебрежением и тут же уехал
Тамань» представители местных властей в Тамани, чиновники, военные и полицейские место действия   Персонажи; место действия Тамань, морское побережье, таинственная полуразвалившаяся хижина Печорин (ведет себя как типичный романтический герой, стремящийся разгадать тайну), девушка-Ундина, контрабандисты, таинственный слепой мальчик, который ведет себя «как зрячий» Таинственная история с контрабандистами, любовь к «ундине», попытка убийства, предпринятая девушкой Печорин, когда он в финале начинает сомневаться в осмысленности романтического сценария, им самим осуществленного; Тамань – скучный, пыльный городишко события Прозаическая развязка, когда выяснятся, что Печорин просто помешал бизнесу «честных контрабандистов», и герой начинает задаваться вопросом о необходимости вме-шательства в чужие дела представители местных властей в Тамани, чиновники, военные и полицейские    
«Княжна Мери» персонажи место действия события   место действия Кавказ, горы. Любовь Печорина и Веры, любовь Мери к Печорину, дуэль с участием Печорина и Грушницкого, интриги Печорина, чувствующего себя чуть ли не демоном-искусителем Печорин в качестве демонического «кукловода», режиссирующего на курорте собственную пьесу; княжна Мери; Вернер (двойник Печорина, отражающий его рациональную, аналитическую сторону)   Печорин в тот момент, когда происходящее начинает его задевать и он проявляет корыстную заинтересованность; Грушницкий (пародийный двойник Печорина), княгиня Лиговская и все остальное «водяное общество» Курорт на Кавказских Минеральных Водах, цивилизованное место, населенное больными и увечными. Проявление эгоистических инстинктов Печорина, пошлые интриги «водяного общества» против Печорина, неприглядная гибель Грушницкого, не делающая чести Печорину развязка истории с княжной Мери  
«Фаталист» персонажи место действия события   Печорин, искушающий судьбу; Вулич (двойник Печорина; Кавказ Пари, заключенное между Вуличем и офицерами, трагическая гибель Вулича после предсказания, попытки Печорина проверить тезис о существовании предопределения   Печорин (в тот момент, когда он начинает сомневаться в существовании предопределения); Максим Максимыч; казак-убийца и другие обитатели казачьей станицы Казачья станица, с непролазной грязью на улицах и деревянными избами Подробности гибели Вулича (он был зарублен пьяным казаком, который только что на соседней улице убил свинью); сомнения Печорина в существовании рока, фатума; реалистическое объяснение всему происходящему, данное в финале Максимом Максимычем