ЛЕКЦИЯ 4. РОССИЯ В XVI В. ОПРИЧИНА. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI В.

Изменилась феодальная собственность на землю. Княжеское землевладение сближалось с вотчиной. Этот процесс закончился в середине XYI в.

Вотчинное хозяйство расширилось за счет новоприсоединенных разделов – старые феодальные вотчины мельчали. Фонд вотчинных земель уменьшался и из-за роста землевладения церковного. Такое намельчание и обезземеливание части вотчинников противоречило государственным интересам. Создание единого государства создало возможности для активной внешней политики, а она требовала увеличения вооруженных сил. У каждого воина должна была быть земельная собственность. В этой обстановке были необходимы земельные раздачи.

Дворянское поместье и их отличие от старых вотчин. Феодалы, переселенные на новые места, «испомещенных» там, называли помещиками, а их владения – поместьями. Первоначальное поместье мало отличалось от вотчин: они наследовались, а вотчинники также должны были служить. Главное – поместья было запрещено продавать и дарить. Первые помещики также должны были служить. Первые помещики – мелкие слуги великих князей (ключники, псари и т.д.). Вскоре помещикам начали раздавать земли черносотных крестьян, которые формально не меняли своего верховного собственника – великого князя. Развитие поместной системы, которая к первой половине трети XYI в. была уже во всех уездах, привело к резкому сокращению количества черносошных крестьян в центре России, к большому огосударствлению личной жизни страны и ее крестьян. В результате создания единого государства положение крестьян несколько улучшилось, так как прекратились феодальные междоусобицы.

Укрепление государственности власти.

Борьба феодальной знати за власть. 1533 г. – умер Василий III, оставив наследником трехлетнего сына Ивана IY. Фактической правительницей была молодая вдова Елена Глинская. 1538 г. – умерла Елена Глинская.

Народные восстания. 1547 г. – поводом для восстания стал пожар, оставивший без крова и разорившей большинство жителей Москвы. Вслед за Москвой забурлил Псков, с жалобой на действия наместника к Ивану IY прибыла делегация псковичей.

Итоги народных выступлений. Чтобы обуздать народные восстания и восстановить правильную работу расстроенного аппарата, нужно было идти на реформы.

Реформы 50-х годов XYI в.

Складывание нового правления. Январь 1547 г. – Иван IY незадолго до Московского восстания, принимает титул царя. 1549 г. – складывание Избранной рады, правительственного кружка при царе во главе с Алексеем Федоровичем Адашевым. Участвовал в правительстве и священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр. Влиянием на политику правительства пользовался митрополит Макарий.

Судебник 1550 г. Основанием нового юридического документа правительства Адашева был Судебник 1497 г., но новый Судебник был расширен и систематизирован. Был подтвержден переход крестьян в Юрьев день, но увеличено «пожилое» (плата феодалу при переходе). Усилилась власть феодал. Юридическое положение крестьян приблизилось к статусу холопа. Ожесточились наказания. Впервые в этом Судебнике вводились наказания для бояр и дьяков – взяточников, ограничивались права наместников и волостей.

Появление новых форм управления. Создание первых функциональных органов управления – приказов (например: Разрядного, Поместного, Посольского).

Отмена кормлений. 1556 г. – после отмены кормлений население перешло от уплаты «кормленичего дохода» наместникам и волостям к уплате общегосударственного налога «кормленичего окупа».

Новое местное российское управление. Отмена кормлений – заключительный акт длительного процесса преобразования местного управления. Во время Глинской началась, а затем продолжилась губная реформа. Ее суть: дворяне там, где было введено губное управление, избирали из своей среды губных старост, которые должны были бороться с «разбоями» против феодального государства. После отмены кормлений они вместе с городовыми приказчиками (выбранными из местных дворян) возглавили уездную администрацию. Эта реформа – шаг вперед на пути к централизации. Государственный аппарат был недостаточно развит для того, чтобы правительство могло обойтись без участия представителей сословий в управлении. Таким образом, Россия развивалась в направлении сословно-представительной монархии.

Итоги реформ 50-х гг. означали шаг вперед в направлении централизации и преодоления остатков феодальной раздробленности.

Январь 1565 г. – гонец царя огласил на Красной площади послание о том, что царь «положил гнев и опалу на высшее духовенство и всех феодалов, за их нежелание воевать против недругов». Через несколько дней царь согласился вернуться на престол, но с тем условием, чтобы казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричину. Опричиной назывался удел, который выделялся вдовым княгиням, «опричь» (кроме всей русской земли).

Цель опричины – подрыв экономической мощи феодальной аристократии путем ликвидации ее обширного вотчинного землевладения за счет земель дворянства.

Вся страна была разделена на 2 части: опричину (поморские уделы, важные в торгово-промышленном отношении земли Строгоновских на Урале; некоторые слободы и улицы Москвы, центральные уезды, где располагали вотчины бояр) и заемщину (земля, не выделенная в опричину). Феодалы, не включенные в опричину, лишались своих земельных владений. Их земли раздавались опричникам.

Отмена опричины. 1571 г. – поход хана Девлет – гирея на Москву. Опричники, которые должны были держать заслон на Оке, не вышли на службу. Через год хан повторил набег. У села Молоди (50 км. от Москвы) ханское войско разбили земские и опричные полки во главе с кн. Воротынским. Победа эта показала вредность разделения страны и войска на две части. Осенью 1572 г. – отмена опричины.

Итоги правления Ивана IV. В результате опричины не произошло изменений в структуре общественных отношений, резко ухудшилось положение народных масс. Результат опричины – хозяйственный кризис. Выход из кризиса правительство искало в административных мерах. Ответом на бегство крестьян стало крепостническое законодательство. 1581 – 1582 гг. – впервые Юрьев день был объявлен «заповедным» (запрещался переход крестьян). Остальные года также были «заповедными». Ухудшение экономического положения народных масс поставило Россию на порог первой в своей истории крестьянской войны.

Русская культура XVI в.

Книгопечатание. Около 1553 г. – первая типография в России, но имена печатников не известны. 1563 – 1564 гг. – дьяк одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец на Печатном дворе напечатали первую книгу с выходными данными («Апостол»). К концу XVI в. типографии работали не только на Никольской улице (ныне 25-Октября), но и в Александровской слободе. Но печатная книга не вытеснила рукописную, так как печатали в основном богослужебные книги.

«Сказание о князьях Владимирских» - произведение, в котором подчеркивалась идея преемственности власти московских государей от византийских императоров.

Переписка князя А.М. Курбского с Иваном Грозным. О путях и методах централизации, об отношении монарха и подданых вели яростный спор талантливые и политические противники – Курбский и Иван IV. 1564 г. – Иван IV получил послание князя Курбского из-за рубежа (Литвы), обвиняющее его в тирании.

Регламентация русской жизни. «Домстрой» попа Сильвестра (приближенного Ивана IV), что в переводе на современный русский язык означает «домоводство». Книга эта содержит и наставления церковного характера, и советы по воспитанию детей и жены.

Архитектура XVI в. На протяжении всего века продолжалось строительство московских укреплений. При Глинской в Москве были построены стены Китай-города, защищавшие центральную часть посада. Конец XVI в. – «городовых дел мастер» Федор Савельевич Конь возвел кольцо укреплений «Белого города» длиной около 9,5 км с 27 башнями (проходило по линии нынешнего бульварного кольца). Конь построил также Кремль в Смоленске, ему приписывают стены Симонова монастыря в Москве и Пафнутьева (в Боровске) монастыря. Последние годы XVI в – создание последней внешней линии укреплений Москвы – «Скородома» (деревянной стены по земляному валу). «Скородом» проходил по линии нынешнего Садового кольца. Вторая треть XVI в. – в каменное зодчество проникает из деревянного шаровой стиль. Шедевр этого стиля – церковь Вознесения в селе Коломенском (в черте Москвы). 1554 – 1561 гг. – архитектор Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади собор Покрова, что на рву, в честь взятия Казани.

Живопись. В это время в живописи продолжалась традиция Андрея Рублева. Особенно выделялись фрески Дионисия. Лучшие его росписи сохранились в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае.

Вторая половина XVI в. – появление портретизма и изображений, с чертой реального сходства.