Исторической науки

ЛЕКЦИЯ 1. Введение. Предмет и задачи отечественной истории. Методология

Библиографический список

1. Андреев Г. Н., Новиков В. Ю., Схиртладзе А. Г. Проектирование технологической оснастки машиностроительного производства: Учеб. Пособие для машиностроит. Спец. Вузов/ Под ред. Ю. М. Соломенцева. – 2-е изд., испр. –М.: Высш. Шк., 1999 – 415с.

 

2. Ансеров М. А. Приспособления для металлорежущих станков. Изд-е 4-е, испр. и доп. Л., «Машиностроение» (Ленингр. отд-ние), 1975г., 656с.

 

3. Белоусов А. П. Проектирование станочных приспособлений: Учебное пособие для учащихся техникумов. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1980. – 240 с.

 

4. Горошкин А.К. Приспособления для металлорежущих станков: Справочник – 7-е изд., перераб. И доп. – М.: Машиностроение, 1979. – 303 с

.

5. Коваленко А. В., Подшивалов Р. Н. Станочные приспособления. – М.: Машиностроение, 1986, 152 с.

 

6. Косов Н. П., Исаев А. Н., Схиртладзе А. Г. Технологическая оснастка: вопросы и ответы: Учебное пособие для вузов. – М.: Машиностроение, 2005. 304 с.

 

7. Свешников В. К. Станочные гидроприводы: Справочник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение , 1995. – 448 с.

 

8. Станочные приспособления: Справочник. В 2-х т./ Ред. совет: Б. Н. Вардашкин (пред.) и др. – М.: Машиностроение 1984. – Т.1 /Под ред. Б. Н. Вардашкина, А. А.Шатилова. 1984. 592 с.

 

9. Станочные приспособления: Справочник. В 2-х т./ Ред. совет: Б. Н. Вардашкин (пред.) и др. – М.: Машиностроение 1984. – Т.2 /Под ред. Б. Н. Вардашкина, В. В. Данилевского. 1984. 656 с.

 

10. Технология машиностроения: В 2 т. Т.2. Производство машин: Учебник для вузов / В. М. Бурцев, А. С. Васильев, О. М. Деев и др.; Под ред. Г. Н. Мельникова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. – 640 с.

 

11. Холодкова А. Г. Технологическая оснастка: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений / А. Г. Холодкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. -386 с.

 

12. Черпаков Б. И. Технологическая оснастка: Учебник для учреждений сред. Проф. Образования/ Борис Ильич Черпаков. – М.: Издательский центр «Академия»,2003. – 288 с.

 

История (от. греч. Historia – рассказ о событиях) – имеет двоякое значение:

1) Всякий процесс развития в природе и обществе.

2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многосторонности, и необходимая для понимания его настоящего и перспектив будущего.

Важнейшей задачей исторической науки (в данном случае мы говором об отечественной истории) является изучение конкретной истории общества и государства. Для этого необходимо решить ряд подчиненных задач, таких, как:

1 – Установление закономерностей развития человеческого общества во времени

1 – Изучение и сортировка исторических фактов на основании исторических источникови привлечение для этого специальных методов и принциповведения исторического исследования

3 – Уточнение и оценка роли отдельных исторических личностей, социальных групп, племён, народов и т.д. в общемировом историческом процессе, и их значимость для национальной истории государства

Кроме того, важной задачей преподавания Отечественной истории в вузах является гуманитарное и патриотическое воспитание личности.

Для решения этих задач историческая наука привлекает следующие методы познания и исследования:

1 Историко-сравнительный. Позволяет оценивать роль тех или иных событий в сравнении с аналогичными по значению событиями национальной или мировой истории в разные периоды.

2 Проблемный метод (проблемно-хронологический). Предполагает разработку гипотез, и в дальнейшем возможную формулировку и постановку научной проблемы

3 Метод конкретного анализа – используется для анализа исторических фактов путем применения индукции, т.е. совокупности обобщений на основе предыдущего опыта.

Основными принципами исторической науки являются:

1) Принцип историзма. Принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени и постоянно развивающейся. Изначально рассматривал человеческую историю как процесс, обусловленный т.н. «естественным законом», т.е. потребностью в усложнении (прогрессе).

2) Принцип научности. Предполагает ведение научного исследования в соответствии со стандартами исторической науки, использование определённого литературного стиля, а так же соответствующих сокращений, исторических терминов и оборотов. Предполагает также использование правил научной и/или формальной логики.

3) Принцип объективности. Мнения или гипотезы высказанные автором должны быть объективными и отражать мнение других исследователей и обще принятые научные теории.

4) Принцип доказательности. Любая позиция должна быть доказана на основе широкого пласта источников и полученных фактов.

5) Ценностный принцип. Предполагают оценку на основе выработанной системе критериев.

История - это строгая наука, основанная на изучении фактов. Факты в свою очередь добывают и анализируются путём привлечения соответствующих исторических источников.

Исторический источник – все, непосредственно отражающее исторический процесс, дающее возможность изучать многообразное прошлое человека.

Факт – это документально подтвержденное событие или явление.

В современной исторической науке она занимается исследованием на основе 4-х групп исторических источников:

1 группа – материальные источники - материальные предметы или их фрагменты (архитектура, одежда, оружие, утварь, монеты, марки, медали).

2 группа – фонические источники (в основном весь устный фольклор, в т.ч. народное творчество типа былин, сказок, легенд, преданий, мифов, песен, баллад и т.д.)

3 группа – литературные источники. Любые фонические источники, перенесенные на материальный носитель (бумага). Любые эпистолярные источники (письма), книги – вне зависимости от их содержания; и фискальные источники – договоры, акты, чеки.

4 группа – изобразительные источники, делятся на:

Изобразительно-художественные (картины, гербы, фото, кино).

Изобразительно-графические (чертежи, схемы, графики, таблицы).

Изобразительно-материальные (скульптура).

Кроме приведенной классификации существует нетрадиционная классификация исторических источников предложенная в 50-60-е гг. рядом советских историков:

Классификация источника как какого-то исторического остатка, имеющего отношение к тому или иному событию ( в основном это относится к источникам фискального жанра - договоры, акты, квитанции);

Классификация источников как традиции, т.е. переданного рассказа о каком-либо историческом факте (в основном это литературные источники – мемуары, биографии, летописи, генеалогические изыскания).

Современная история является синтетической наукой, состоящей из многочисленных разделов, имеющих отношение ко многим изучаемым дисциплинам. По причине такой специализации можно выделить несколько групп больших разделов или дисциплин, занимающих по отношению к истории подчиненное, вспомогательное или специальное положение:

- К первой группе относят большие разделы, в которых изучение ведется

по формациям и эпохам (история первобытного общества, история Древнего мира и рабовладельческих государств, история Средних Веков – медиевистика, Новая и Новейшая история), пространственно-географическому принципу (история Европы, США – американистика, Китая, Скандинавии, Византии, Ближнего Востока – востоковедение. Ориенталистика и т.д.) и комплексным проблемам (история Возрождения, Реформации и т.д.);

- Ко второй группе относятся вспомогательные и специальные исторические дисциплины (источниковедение, археография, палеография, дипломатика, хронология, историческая метрология, сфрагистика, генеалогия, геральдика, нумизматика, филателистика).

- Особую органическую группу дисциплин занимают историография (история исторической науки), археология, этнография, а также смежные науки (история государства и права, история военного искусства, история техники и т.д.).

 

ЛЕКЦИЯ 2. ПРЕДКИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. ИХ ЗАНЯТИЯ,

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, БЫТ И ВЕРОВАНИЯ.

КИЕВСКАЯ РУСЬ (Х – ХII ВВ.)

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди индоевропейцев выделились родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал их расселения – в Центральной и Восточной Европе: от Одера на Западе до Днепра на Востоке, от Прибалтики на Севере до Европейских гор (Судеты, Татры, Карпаты) на юге.

Позднее в славянском массиве возникают западные (венеды) и восточные (анты) ветви. Восточные славяне, населявшие лесостепные просторы Приднепровья, находились в постоянном контакте с кочевыми племенами. Их взаимоотношения были далеко не всегда мирными. Военные столкновения с сарматами (II в. до н.э.), готами (III в. н.э.), гуннами (IV в. н.э.) приводили к упадку хозяйства, поисками новых, защищенных от воинственных соседей земель. Переселения славян проходили в южном и северном направлениях. Они были вызваны также естественным увеличением населения и начавшейся социальной дифференциации общества. Особенно интенсивно расселение восточных и западных славян происходило в конце V – VI в. н.э. В это время произошло завоевание и заселение Балканского полуострова, территорий, входивших в состав Византийской империи. Колонизация нового региона привела к появлению южной ветви славянства.

Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, оседлом скотоводстве, охоте, рыболовстве. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, конопля. Для обработки почвы и уборки урожая использовались мотыга, соха, позднее – плуг с железным лемехом, серп. Активное применение в хозяйстве железа позволило добиться получения излишков продукции сельского хозяйства, которые использовались для обмена с другими городами.

В начале I тыс. н.э. славяне жили родовыми общинами. Однако достаточно высокое для своего времени развитие земледелия, наличие избыточного продукта давали возможность отдельной семье обеспечивать свое самостоятельное существование. На смену родовой общине приходила община соседская, единство которой поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.

С VI в. н.э. у восточных славян начинается процесс расслоения родовых отношений. Появление имущественного неравенства, развитие продуктообмена между различными племенами вели к образованию отдельных социальных групп.

В VI – VIII вв. появляются и первые племенные объединения восточных славян. К их числу относятся Дулобский союз в Прикарпатье и союз племен в среднем течении Днепра и его притока – р. Роси. Это были первые шаги в образовании государственности у восточных славян.