Гипотеза и ее роль в исследовании.

Гипотеза – это научное предварительное, недостаточно-доказанное объяснение новых явлений и событий, требующая в последующем эксперимента, проверки и теоретического обоснования.

Виды гипотез:

1) По иерархической значимости:

· Генеральные

· Вспомогательные

2) По широте использования:

· Универсальные

· Частные

3) По степени обоснованности:

· Первичные

· Вторичные.

 

Требования к гипотезам:

1. Целенаправленность – обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.

2. Релевантность – опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы, как в науке, так и на практике.

3. Прогностичность – обеспечивающая прогнозирование результатов исследования.

4. Проверяемость – позволяющая принципиальную возможность проверки гипотезы эмпирическим путем на основе наблюдения или эксперимента. Это должно обеспечить или опровержение гипотезы (фальсифицируемость) или подтверждение (верифицируемость). Нельзя утверждать, что все гипотезы проверяемые:

А) Гипотезы, которые невозможно проверить в настоящий период времени из-за несовершенства технических средств, неоткрытых до сих пор законов или закономерностей.

Б) Гипотезы, принципиально не проверяемые на основе фактов.

В) Универсальные математические гипотезы, относящиеся к абстрактным объектам исследований и не допускающие эмпирического подтверждения.

5. Непротиворечивость – достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы.

6. Совместимость – обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научно-теоретическими и практическими знаниями.

7. Потенциальность – включает возможности использования гипотезы по количеству и качеству сделанных выводов и следствий.

8. Простота – основывающаяся на системности и большом числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а так же на достаточно большом числе объясняемых ею фактов.

Формирование и развитие гипотезы включает в себя:

1) Подготовительный этап

2) Формирующий этап

3) Экспериментальный этап

После разработки гипотезы формируется концепция исследования – это система основополагающих взглядов, идей и принципов исследования, т.е. общий его замысел (идея).

Концепция исследования СУ может содержать следующие смысловые разделы:

· общее определение исследуемой проблемы;

· местоположение проблемы в СУ (подсистема, элемент, компонент);

· цель исследования;

· основная идея решения проблемы;

· общее определение методов исследования;

· укрупненная оценка потребности в ресурсах для проведения исследования (людские, временные, финансовые).

На основе концепции исследования разрабатывается программа (или план) исследования, в соответствии с которой определяют порядок выполнения, включающий три этапа исследования:

· сбор данных (экспериментальная проверка гипотез);

· классификация, анализ и интерпретация;

· выводы, обобщение, корректировка гипотезы или разработка новой гипотезы.

Программа исследования должна быть сбалансирована по срокам, исполнителям, используемым методам исследования и обработки исходных данных, средствам, а также увязана с другими исследовательскими планами и программами.