Гипотеза и ее роль в исследовании.
Гипотеза – это научное предварительное, недостаточно-доказанное объяснение новых явлений и событий, требующая в последующем эксперимента, проверки и теоретического обоснования.
Виды гипотез:
1) По иерархической значимости:
· Генеральные
· Вспомогательные
2) По широте использования:
· Универсальные
· Частные
3) По степени обоснованности:
· Первичные
· Вторичные.
Требования к гипотезам:
1. Целенаправленность – обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.
2. Релевантность – опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы, как в науке, так и на практике.
3. Прогностичность – обеспечивающая прогнозирование результатов исследования.
4. Проверяемость – позволяющая принципиальную возможность проверки гипотезы эмпирическим путем на основе наблюдения или эксперимента. Это должно обеспечить или опровержение гипотезы (фальсифицируемость) или подтверждение (верифицируемость). Нельзя утверждать, что все гипотезы проверяемые:
А) Гипотезы, которые невозможно проверить в настоящий период времени из-за несовершенства технических средств, неоткрытых до сих пор законов или закономерностей.
Б) Гипотезы, принципиально не проверяемые на основе фактов.
В) Универсальные математические гипотезы, относящиеся к абстрактным объектам исследований и не допускающие эмпирического подтверждения.
5. Непротиворечивость – достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы.
6. Совместимость – обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научно-теоретическими и практическими знаниями.
7. Потенциальность – включает возможности использования гипотезы по количеству и качеству сделанных выводов и следствий.
8. Простота – основывающаяся на системности и большом числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а так же на достаточно большом числе объясняемых ею фактов.
Формирование и развитие гипотезы включает в себя:
1) Подготовительный этап
2) Формирующий этап
3) Экспериментальный этап
После разработки гипотезы формируется концепция исследования – это система основополагающих взглядов, идей и принципов исследования, т.е. общий его замысел (идея).
Концепция исследования СУ может содержать следующие смысловые разделы:
· общее определение исследуемой проблемы;
· местоположение проблемы в СУ (подсистема, элемент, компонент);
· цель исследования;
· основная идея решения проблемы;
· общее определение методов исследования;
· укрупненная оценка потребности в ресурсах для проведения исследования (людские, временные, финансовые).
На основе концепции исследования разрабатывается программа (или план) исследования, в соответствии с которой определяют порядок выполнения, включающий три этапа исследования:
· сбор данных (экспериментальная проверка гипотез);
· классификация, анализ и интерпретация;
· выводы, обобщение, корректировка гипотезы или разработка новой гипотезы.
Программа исследования должна быть сбалансирована по срокам, исполнителям, используемым методам исследования и обработки исходных данных, средствам, а также увязана с другими исследовательскими планами и программами.