Правовые основы информационных ресурсов в сфере маркетинга

 

Отношения, связанные с получением, использованием и распространением информации, в маркетинге опосредуются определенными нормативными правовыми актами.

Так, в главе 2 Конституции РФ среди прав и свобод человека и гражданина провозглашено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – закон).

 

Согласно ст. 2 закона под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Подчеркнем, что объектом правоотношений признается только документированная информация (документ), составляющая информационные ресурсы.

 

Документированная информация (документ) – это зафиксированная на материальном носителе информация в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенная для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения (ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»).

 

Информационные ресурсы – отдельные документы, отдельные массивы документов, документы в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

 

Информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

 

Классификация документированной информации

1. По уровню доступа к информационным ресурсам различают:

- открытую (общедоступную) информацию;

- информацию с ограниченным доступом, которая, в свою очередь, подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию.

 

2. По содержанию сведений различают документы:

- экономико-статистические;

- правовые;

- управленческие;

- финансово-бюджетные;

- производственные и коммерческие.

 

3. По форме представления информации различают:

- письменный документ – документ в бумажной форме при наличии реквизитов;

- электронный документ – документ, содержащий информацию в электронно-цифровой форме (ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной подписи»), удостоверенный электронной цифровой подписью владельца, а владелец документа, получив сертификат ключа подписи, хранит в тайне закрытый ключ электронной цифровой подписи, позволяющий владельцу создавать свою электронную цифровую подпись.

 

4. По функциональной способности информации различают следующие документы:

- бизнес-справка, в которую включены справочные сведения (например, об учредителях (акционерах, участниках), руководителях и персонале интересующей организации), статистические данные об отрасли, рынке; количественные характеристики финансового анализа фирмы; официально опубликованные результаты социологических и маркетинговых исследований; выписка из государственного реестра о коммерческой организации. Бизнес-справка позволяет судить о платежеспособности, кредитоспособности, финансовом положении хозяйствующего субъекта.

 

Бизнес-справка может быть составлена в двух вариантах: а) типовая – содержит базовую информацию в обобщенном виде; б) развернутая – отражает детализированную информацию по разным экономическим аспектам;

 

v Пример: Бизнес-справка по маркетинговому исследованию компании или холдинга включает: юридический статус и реквизиты; организационную структуру; связи с госструктурами, региональными властями, другими компаниями; крупнейших владельцев; репутацию; финансовые показатели; основные этапы деятельности компании, включая производство и реализацию; историю компании; рейтинг компании в отрасли; маркетинговую политику (продукция, ценообразование, дистрибьюция, продвижение); планы компании, конкурентов; СМИ о компании.

 

- аналитический отчет, содержащий системную информацию о положении фирмы на рынке, ее бизнесе, о ее материальных и нематериальных ресурсах, о капитале учредителей и квалификации менеджеров, характеристики конкурентов и партнеров, историю и перспективы организации;

 

- программа для ЭВМ – это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе разработки данного объекта, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;

 

- база данных – объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и т. д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

 

Программы для ЭВМ и базы данных являются объектами интеллектуальной собственности, охраняются авторским правом;

 

- банк данных – это совокупность баз данных, а также програм-мные и иные средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью ЭВМ;

 

- информационные технологии – это средства сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

 

- информационная система. Выделяют следующие типы информационных систем: крупные интегрированные, производственные интегрированные, финансово-управленческие и локальные системы. С помощью крупных интегрированных систем происходят: комплексная автоматизация управления производством, глобальное планирование, бюджетирование и корпоративная консолидация ресурсов. Реализация проектов их установки требует колоссальных финансовых и временных затрат, поэтому в России данными автоматизированными системами владеют лишь несколько компаний энергетики, нефте - и газодобывающей промышленности. Производственные интегрированные системы предназначены для среднего бизнеса и направлены на управление производством и оперативное планирование. При этом учетные функции в них не развиты. Финансово-управленческие системы решают задачи бухгалтерского учета, управления кадрами и т. д. Поэтому эти системы более применимы для сферы торговли, услуг и т. п. Локальные системы позволяют вести учет по одному или нескольким направлениям хозяйственной деятельности (например, система сбыта, складское хозяйство).

 

5. В зависимости от отношений организации с информационной средой выделяют:

 

- информацию о внешних для фирмы событиях и явлениях (например, об отрасли, о рынке, об общей политико-экономической ситуации, о конкурентах, образе фирмы, ее рейтинге);

 

- информацию о внутрифирменных процессах (например, о структуре фирмы, о комплектации и деятельности органов управления, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности фирмы, об образовании и профессиональном уровне персонала).

 

6. В зависимости от цели использования информации различают:

 

- стратегические информационные ресурсы, в которых сформулированы и обоснованы цель, направление движения компании с точки зрения развития ее бизнеса: тенденции по регионам (развитие экономики, развитие профильных видов деятельности фирмы, динамика конъюнктуры), технологический процесс (сырье, производственные технологии), конкуренты (их акционеры, союзники, объединения), диверсификация (поиск новых возможностей бизнеса);

 

- тактические информационные ресурсы, которые в основном создаются в форме проектов, планов и схем оптимальных способов достижения стратегических целей: планы реструктуризации управления, запуска в производство новой продукции, наращивания производственных мощностей, реорганизации и (или) создания дочерних фирм и филиалов в регионах, развития дистрибьюторских каналов и т. д.;

 

- оперативную информацию – это продукт мониторинга текущей деятельности, ею располагает любая организация. Основным источником ее получения являются услуги консультантов и каналы бесперебойной деловой информации, которую поставляют в форме абонентского обслуживания. Оперативные базы данных касаются текущих сделок фирмы, ее экономического, налогового и т. п. положения в настоящий момент.

 

Стратегические, тактические и оперативные цели организации должны быть взаимоувязаны в едином информационном поле.

 

Правовой режим информационных ресурсов представляет систему правил, определяющих:

 

1) порядок документирования информации;

 

2) собственника данного вида ресурсов;

 

3) категорию информации по уровню доступа к ней;

 

4) порядок пользования информационными ресурсами;

 

5) порядок правовой охраны информации.

 

Рассмотрим указанные элементы правового режима информационных ресурсов.

 

Порядок документирования информации. Документирование является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Оно осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, за безопасность Российской Федерации.

 

Документ приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридическая сила документа может также подтверждаться электронной цифровой подписью, для обеспечения правовых условий использования которой принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

 

Порядок документирования информации регламентируется законодательными и иными правовыми актами. Например, ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает требования к первичным учетным документам, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Кроме того, в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденном приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н, установлены требования, предъявляемые к документам бухгалтерской отчетности – бухгалтерскому балансу, отчету о прибылях и убытках, приложениям к ним.

 

Одним из важнейших документов в рассматриваемой области является Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 299.

 

ОКУД предназначен для решения следующих задач:

 

- регистрации форм документов;

 

- упорядочения информационных потоков в национальном хозяйстве;

 

- сокращения количества применяемых форм;

 

- исключения из обращения неунифицированных форм документов;

 

- обеспечения учета и систематизации унифицированных форм документов на основе их регистрации;

 

- контроля за составом форм документов и исключения дублирования информации, применяемой в сфере управления;

 

- рациональной организации контроля за применением унифицированных форм документов.

 

ОКУД делит всю документацию на системы. Выделяют следующие системы:

 

- организационно-распорядительная;

 

- первичной учетной документации;

 

- банковской документации;

 

- финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации;

 

- отчетно-статистической документации;

 

- документации по труду;

 

- документации Пенсионного фонда Российской Федерации;

 

- внешнеторговой документации.

 

Каждая система, в свою очередь, содержит подсистемы, которые включают формы документов. Все унифицированные формы документов имеют восьмизначный код, цифры которого несут смысловую нагрузку и обозначают классификационные признаки документа: первые две цифры – класс форм, вторые две цифры – подкласс форм, третьи три цифры – регистрационный номер и последняя восьмая цифра – контрольное число.

 

v Пример: Унифицированная система документации по труду содержит:

 

- документацию по состоянию рынка труда;

 

- документацию по трудовым отношениям;

 

- документацию по повышению квалификации работников органов по труду;

 

- документацию по охране труда;

 

- документацию по минимальным потребительским бюджетам;

 

- документацию по обращению в органы по труду.

 

В свою очередь, например, документация по охране труда содержит следующие виды документов:

 

- справку по основным показателям деятельности государственной экспертизы условий труда за __________ год;

 

- типовую инструкцию по охране труда (титульный лист);

 

- инструкцию по охране труда (титульный лист);

 

- правила по охране труда (титульный лист).

 

v Пример: Пример кодового обозначения унифицированной формы документа по ОКУД: 09010046 – Расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд:

 

09 – унифицированная система документации Пенсионного фонда;

 

01 – документация по учету и распределению средств;

 

004 – расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд;

 

6 – контрольное число.

 

Применение унифицированных форм способствует упорядочению информационных потоков в экономике, систематизации и сокращению количества применяемых форм, обеспечению единообразия, контроля и надзора, а также сопоставимости информации о различных параметрах деятельности субъектов маркетинга.

 

Собственники информационных ресурсов. Различают собственника и владельца информационных ресурсов.

Собственник информационных ресурсов – субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения информационными ресурсами.

 

Собственник вправе назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение или оперативное управление информационными ресурсами; устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним; определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении, а также совершать сделки с информационными ресурсами.

 

Владелец информационных ресурсов – субъект, осуществляющий владение и пользование информационными ресурсами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом.

 

Собственниками информационных ресурсов могут быть: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также юридические и физические лица.

 

Информационные ресурсы классифицируются на государственные и негосударственные.

 

Физические и юридические лица являются собственниками тех документов и массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. Информационные ресурсы организаций включаются в состав имущества, и на них распространяются все нормы правового режима имущества хозяйствующего субъекта, в том числе связанные с учетом, оценкой и т. д.

 

Государство имеет право выкупа находящейся в частной собственности документированной информации в случае отнесения ее к государственной тайне. Собственники как негосударственных, так и государственных информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

 

Государственные информационные ресурсы делятся на федеральные, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, субъектов Федерации.

 

Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Одним из источников формирования государственных информационных ресурсов являются сведения, представляемые в обязательном порядке физическими и юридическими лицами. Информацию о параметрах своей деятельности хозяйствующие субъекты представляют постоянно в виде статистической и бухгалтерской отчетности. Например, сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих денежные расчеты с населением, собираются в налоговых органах при обязательной регистрации контрольно-кассовых машин. Или выполнение обязанности лицом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, без промедления письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию, позволяет формировать информацию о ликвидируемых субъектах.

 

Еще одним источником государственных информационных ресурсов являются деятельность Госкомстата России по сбору и систематизации различных видов статистической информации, а также деятельность Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальных органов по формированию и ведению федерального банка данных о нарушениях налогового законодательства, содержащего сведения о фактах уклонения от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах.

 

Информационные ресурсы по доступности. По категории доступа информация делится на открытую (общедоступную) и с ограниченным доступом. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на сведения, составляющие государственную тайну, и конфиденциальную информацию.

 

Правовой режим негосударственных информационных ресурсов определяется их собственником. Хозяйствующие субъекты в порядке, не противоречащем законодательству, вправе самостоятельно установить режим конфиденциальности в отношении той или иной маркетинговой информации.

 

Перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен, включает:

 

- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

 

- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

 

- документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением отнесенных к государственной тайне;

 

- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

 

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»).

 

Конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 утвержден перечь сведений конфиденциального характера, к которым относятся:

 

1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина (персональные данные), позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях. Согласно ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается;

2) сведения, составляющие тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений. Статья 23 Конституции РФ закрепляет право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения;

3) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, включают врачебную (медицинскую), религиозную, нотариальную, адвокатскую тайны и иные сведения, доверенные представителям определенных профессий для защиты прав и законных интересов граждан;

5) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них;

6) сведения, составляющие коммерческую, служебную и банковскую тайны.

 

Порядок пользования информационными ресурсами. Пользователь (потребитель) информации – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

 

Пользователями информационных ресурсов могут быть граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации. Все они обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

 

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

 

Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению. Собственники или владельцы информационных ресурсов определяют порядок получения пользователями (потребителями) информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур.

 

Информационные услуги, предоставляемые пользователям из государственных информационных ресурсов, могут оказываться как бесплатно, так и за плату.

 

В некоторых случаях установлен максимальный размер платы за предоставление информационных услуг. Например, за информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество такой размер составляет: для физических лиц – 25 % установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ), для юридических лиц – установленный законом МРОТ; за предоставление информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс – трехкратный установленный законом МРОТ.

 

Иногда в маркетинговой деятельности, в частности, в ходе маркетингового исследования у маркетолога возникает необходимость ознакомления с той или иной засекреченной информацией. В связи с этим любой участник маркетинговой деятельности вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Субъекты, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляется субъект маркетинга, подавший запрос.

 

Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне в данном случае может быть обжалована в суде. При признании судом необоснованности засекречивания сведений они подлежат рассекречиванию в установленном законом порядке.

 

Порядок правовой охраны информации. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю, иному лицу, в том числе персональные данные, информация о частной жизни граждан, коммерческая, служебная и банковская тайны, государственная тайна.

 

Режим защиты информации устанавливается:

 

- в отношении персональных данных – федеральными законами;

 

- в отношении конфиденциальной документированной информации – собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом;

 

- в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, – уполномоченными органами на основании Закона РФ «О государственной тайне».

 

Цели правовой охраны информационных ресурсов:

 

1) предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

 

2) предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

 

3) предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

 

4) предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

 

5) защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

 

6) сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

 

7) обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

 

Законодательством предусмотрена защита права на доступ к информации и права на предоставление достоверной информации. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.

 

Руководители организаций и должностные лица государственных органов за совершение указанных и других нарушений прав пользователей привлекаются к гражданской, административной и уголовной ответственности.

 

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.