Правовые основы информационных ресурсов в сфере маркетинга
Отношения, связанные с получением, использованием и распространением информации, в маркетинге опосредуются определенными нормативными правовыми актами.
Так, в главе 2 Конституции РФ среди прав и свобод человека и гражданина провозглашено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – закон).
Согласно ст. 2 закона под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Подчеркнем, что объектом правоотношений признается только документированная информация (документ), составляющая информационные ресурсы.
Документированная информация (документ) – это зафиксированная на материальном носителе информация в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенная для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения (ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»).
Информационные ресурсы – отдельные документы, отдельные массивы документов, документы в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Классификация документированной информации
1. По уровню доступа к информационным ресурсам различают:
- открытую (общедоступную) информацию;
- информацию с ограниченным доступом, которая, в свою очередь, подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию.
2. По содержанию сведений различают документы:
- экономико-статистические;
- правовые;
- управленческие;
- финансово-бюджетные;
- производственные и коммерческие.
3. По форме представления информации различают:
- письменный документ – документ в бумажной форме при наличии реквизитов;
- электронный документ – документ, содержащий информацию в электронно-цифровой форме (ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной подписи»), удостоверенный электронной цифровой подписью владельца, а владелец документа, получив сертификат ключа подписи, хранит в тайне закрытый ключ электронной цифровой подписи, позволяющий владельцу создавать свою электронную цифровую подпись.
4. По функциональной способности информации различают следующие документы:
- бизнес-справка, в которую включены справочные сведения (например, об учредителях (акционерах, участниках), руководителях и персонале интересующей организации), статистические данные об отрасли, рынке; количественные характеристики финансового анализа фирмы; официально опубликованные результаты социологических и маркетинговых исследований; выписка из государственного реестра о коммерческой организации. Бизнес-справка позволяет судить о платежеспособности, кредитоспособности, финансовом положении хозяйствующего субъекта.
Бизнес-справка может быть составлена в двух вариантах: а) типовая – содержит базовую информацию в обобщенном виде; б) развернутая – отражает детализированную информацию по разным экономическим аспектам;
v Пример: Бизнес-справка по маркетинговому исследованию компании или холдинга включает: юридический статус и реквизиты; организационную структуру; связи с госструктурами, региональными властями, другими компаниями; крупнейших владельцев; репутацию; финансовые показатели; основные этапы деятельности компании, включая производство и реализацию; историю компании; рейтинг компании в отрасли; маркетинговую политику (продукция, ценообразование, дистрибьюция, продвижение); планы компании, конкурентов; СМИ о компании.
- аналитический отчет, содержащий системную информацию о положении фирмы на рынке, ее бизнесе, о ее материальных и нематериальных ресурсах, о капитале учредителей и квалификации менеджеров, характеристики конкурентов и партнеров, историю и перспективы организации;
- программа для ЭВМ – это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе разработки данного объекта, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;
- база данных – объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и т. д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
Программы для ЭВМ и базы данных являются объектами интеллектуальной собственности, охраняются авторским правом;
- банк данных – это совокупность баз данных, а также програм-мные и иные средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью ЭВМ;
- информационные технологии – это средства сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
- информационная система. Выделяют следующие типы информационных систем: крупные интегрированные, производственные интегрированные, финансово-управленческие и локальные системы. С помощью крупных интегрированных систем происходят: комплексная автоматизация управления производством, глобальное планирование, бюджетирование и корпоративная консолидация ресурсов. Реализация проектов их установки требует колоссальных финансовых и временных затрат, поэтому в России данными автоматизированными системами владеют лишь несколько компаний энергетики, нефте - и газодобывающей промышленности. Производственные интегрированные системы предназначены для среднего бизнеса и направлены на управление производством и оперативное планирование. При этом учетные функции в них не развиты. Финансово-управленческие системы решают задачи бухгалтерского учета, управления кадрами и т. д. Поэтому эти системы более применимы для сферы торговли, услуг и т. п. Локальные системы позволяют вести учет по одному или нескольким направлениям хозяйственной деятельности (например, система сбыта, складское хозяйство).
5. В зависимости от отношений организации с информационной средой выделяют:
- информацию о внешних для фирмы событиях и явлениях (например, об отрасли, о рынке, об общей политико-экономической ситуации, о конкурентах, образе фирмы, ее рейтинге);
- информацию о внутрифирменных процессах (например, о структуре фирмы, о комплектации и деятельности органов управления, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности фирмы, об образовании и профессиональном уровне персонала).
6. В зависимости от цели использования информации различают:
- стратегические информационные ресурсы, в которых сформулированы и обоснованы цель, направление движения компании с точки зрения развития ее бизнеса: тенденции по регионам (развитие экономики, развитие профильных видов деятельности фирмы, динамика конъюнктуры), технологический процесс (сырье, производственные технологии), конкуренты (их акционеры, союзники, объединения), диверсификация (поиск новых возможностей бизнеса);
- тактические информационные ресурсы, которые в основном создаются в форме проектов, планов и схем оптимальных способов достижения стратегических целей: планы реструктуризации управления, запуска в производство новой продукции, наращивания производственных мощностей, реорганизации и (или) создания дочерних фирм и филиалов в регионах, развития дистрибьюторских каналов и т. д.;
- оперативную информацию – это продукт мониторинга текущей деятельности, ею располагает любая организация. Основным источником ее получения являются услуги консультантов и каналы бесперебойной деловой информации, которую поставляют в форме абонентского обслуживания. Оперативные базы данных касаются текущих сделок фирмы, ее экономического, налогового и т. п. положения в настоящий момент.
Стратегические, тактические и оперативные цели организации должны быть взаимоувязаны в едином информационном поле.
Правовой режим информационных ресурсов представляет систему правил, определяющих:
1) порядок документирования информации;
2) собственника данного вида ресурсов;
3) категорию информации по уровню доступа к ней;
4) порядок пользования информационными ресурсами;
5) порядок правовой охраны информации.
Рассмотрим указанные элементы правового режима информационных ресурсов.
Порядок документирования информации. Документирование является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Оно осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, за безопасность Российской Федерации.
Документ приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридическая сила документа может также подтверждаться электронной цифровой подписью, для обеспечения правовых условий использования которой принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
Порядок документирования информации регламентируется законодательными и иными правовыми актами. Например, ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает требования к первичным учетным документам, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Кроме того, в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденном приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н, установлены требования, предъявляемые к документам бухгалтерской отчетности – бухгалтерскому балансу, отчету о прибылях и убытках, приложениям к ним.
Одним из важнейших документов в рассматриваемой области является Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 299.
ОКУД предназначен для решения следующих задач:
- регистрации форм документов;
- упорядочения информационных потоков в национальном хозяйстве;
- сокращения количества применяемых форм;
- исключения из обращения неунифицированных форм документов;
- обеспечения учета и систематизации унифицированных форм документов на основе их регистрации;
- контроля за составом форм документов и исключения дублирования информации, применяемой в сфере управления;
- рациональной организации контроля за применением унифицированных форм документов.
ОКУД делит всю документацию на системы. Выделяют следующие системы:
- организационно-распорядительная;
- первичной учетной документации;
- банковской документации;
- финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации;
- отчетно-статистической документации;
- документации по труду;
- документации Пенсионного фонда Российской Федерации;
- внешнеторговой документации.
Каждая система, в свою очередь, содержит подсистемы, которые включают формы документов. Все унифицированные формы документов имеют восьмизначный код, цифры которого несут смысловую нагрузку и обозначают классификационные признаки документа: первые две цифры – класс форм, вторые две цифры – подкласс форм, третьи три цифры – регистрационный номер и последняя восьмая цифра – контрольное число.
v Пример: Унифицированная система документации по труду содержит:
- документацию по состоянию рынка труда;
- документацию по трудовым отношениям;
- документацию по повышению квалификации работников органов по труду;
- документацию по охране труда;
- документацию по минимальным потребительским бюджетам;
- документацию по обращению в органы по труду.
В свою очередь, например, документация по охране труда содержит следующие виды документов:
- справку по основным показателям деятельности государственной экспертизы условий труда за __________ год;
- типовую инструкцию по охране труда (титульный лист);
- инструкцию по охране труда (титульный лист);
- правила по охране труда (титульный лист).
v Пример: Пример кодового обозначения унифицированной формы документа по ОКУД: 09010046 – Расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд:
09 – унифицированная система документации Пенсионного фонда;
01 – документация по учету и распределению средств;
004 – расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд;
6 – контрольное число.
Применение унифицированных форм способствует упорядочению информационных потоков в экономике, систематизации и сокращению количества применяемых форм, обеспечению единообразия, контроля и надзора, а также сопоставимости информации о различных параметрах деятельности субъектов маркетинга.
Собственники информационных ресурсов. Различают собственника и владельца информационных ресурсов.
Собственник информационных ресурсов – субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения информационными ресурсами.
Собственник вправе назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение или оперативное управление информационными ресурсами; устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним; определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении, а также совершать сделки с информационными ресурсами.
Владелец информационных ресурсов – субъект, осуществляющий владение и пользование информационными ресурсами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом.
Собственниками информационных ресурсов могут быть: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также юридические и физические лица.
Информационные ресурсы классифицируются на государственные и негосударственные.
Физические и юридические лица являются собственниками тех документов и массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. Информационные ресурсы организаций включаются в состав имущества, и на них распространяются все нормы правового режима имущества хозяйствующего субъекта, в том числе связанные с учетом, оценкой и т. д.
Государство имеет право выкупа находящейся в частной собственности документированной информации в случае отнесения ее к государственной тайне. Собственники как негосударственных, так и государственных информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.
Государственные информационные ресурсы делятся на федеральные, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, субъектов Федерации.
Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Одним из источников формирования государственных информационных ресурсов являются сведения, представляемые в обязательном порядке физическими и юридическими лицами. Информацию о параметрах своей деятельности хозяйствующие субъекты представляют постоянно в виде статистической и бухгалтерской отчетности. Например, сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих денежные расчеты с населением, собираются в налоговых органах при обязательной регистрации контрольно-кассовых машин. Или выполнение обязанности лицом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, без промедления письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию, позволяет формировать информацию о ликвидируемых субъектах.
Еще одним источником государственных информационных ресурсов являются деятельность Госкомстата России по сбору и систематизации различных видов статистической информации, а также деятельность Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальных органов по формированию и ведению федерального банка данных о нарушениях налогового законодательства, содержащего сведения о фактах уклонения от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах.
Информационные ресурсы по доступности. По категории доступа информация делится на открытую (общедоступную) и с ограниченным доступом. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на сведения, составляющие государственную тайну, и конфиденциальную информацию.
Правовой режим негосударственных информационных ресурсов определяется их собственником. Хозяйствующие субъекты в порядке, не противоречащем законодательству, вправе самостоятельно установить режим конфиденциальности в отношении той или иной маркетинговой информации.
Перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен, включает:
- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
- документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением отнесенных к государственной тайне;
- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»).
Конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 утвержден перечь сведений конфиденциального характера, к которым относятся:
1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина (персональные данные), позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях. Согласно ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается;
2) сведения, составляющие тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений. Статья 23 Конституции РФ закрепляет право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения;
3) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, включают врачебную (медицинскую), религиозную, нотариальную, адвокатскую тайны и иные сведения, доверенные представителям определенных профессий для защиты прав и законных интересов граждан;
5) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них;
6) сведения, составляющие коммерческую, служебную и банковскую тайны.
Порядок пользования информационными ресурсами. Пользователь (потребитель) информации – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.
Пользователями информационных ресурсов могут быть граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации. Все они обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.
Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.
Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению. Собственники или владельцы информационных ресурсов определяют порядок получения пользователями (потребителями) информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур.
Информационные услуги, предоставляемые пользователям из государственных информационных ресурсов, могут оказываться как бесплатно, так и за плату.
В некоторых случаях установлен максимальный размер платы за предоставление информационных услуг. Например, за информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество такой размер составляет: для физических лиц – 25 % установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ), для юридических лиц – установленный законом МРОТ; за предоставление информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс – трехкратный установленный законом МРОТ.
Иногда в маркетинговой деятельности, в частности, в ходе маркетингового исследования у маркетолога возникает необходимость ознакомления с той или иной засекреченной информацией. В связи с этим любой участник маркетинговой деятельности вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Субъекты, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляется субъект маркетинга, подавший запрос.
Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне в данном случае может быть обжалована в суде. При признании судом необоснованности засекречивания сведений они подлежат рассекречиванию в установленном законом порядке.
Порядок правовой охраны информации. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю, иному лицу, в том числе персональные данные, информация о частной жизни граждан, коммерческая, служебная и банковская тайны, государственная тайна.
Режим защиты информации устанавливается:
- в отношении персональных данных – федеральными законами;
- в отношении конфиденциальной документированной информации – собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом;
- в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, – уполномоченными органами на основании Закона РФ «О государственной тайне».
Цели правовой охраны информационных ресурсов:
1) предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
2) предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
3) предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;
4) предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;
5) защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
6) сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;
7) обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
Законодательством предусмотрена защита права на доступ к информации и права на предоставление достоверной информации. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.
Руководители организаций и должностные лица государственных органов за совершение указанных и других нарушений прав пользователей привлекаются к гражданской, административной и уголовной ответственности.
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.