Советская культурная революция в 20-30-е гг. ХХ века.

Цели культурной революции в СССР:

1) ликвидация безграмотности;

2) создание новой государственной системы образования, обеспечение минимизированного образования;

3) формирование социалистической интеллигенции;

4) превращение литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы, утверждение в них метода социалистического реализма;

5) превращение науки в рычаг социалистического строительства;

6) преодоление религиозного сознания.

Осуществление культурной революции и её итоги:

1. В декабре 1919 г. вышел декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», согласно которому рабочим сокращали на 2 часа смену с сохранением зарплаты для учебы в кружках ликбеза.

В 1920 г. была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

В 1923 г. произошло создание массового общества «Долой неграмотность!»и шефских обществ, которые посылали в деревню грамотных рабочих для обучения крестьян («культпоходы в деревню»).

За годы первых двух пятилеток было обучено грамоте 40 млн. человек, уровень грамотности в СССР достиг 81 %. К 1939 г. грамотных в РСФСР насчитывалось 89,7 %.

2. В 1918 г. вышло «Положение о единой трудовой школе», согласно которому школа делилась на две ступени образования: 1-ая ступень предполагала 5-летнее обучение, а 2-ая – 4-х летнее при сохранении преемственности, начиная с дошкольного воспитания и заканчивая высшим образованием. Предусматривалась связь обучения с производственным трудом.

С 1930 г. начался переход к всеобщему начальному образованию, созданию фабрично-заводских училищ (ФЗУ) и школ комсомольской молодежи (ШКМ), которые заложили основы специального профессионально-технического образования в СССР. К концу 1932 г. 98 % советских детей были охвачены учебой. Если в 1928 г. расходы на образование в СССР составляли 8 руб. в год на одного человека, то в 1937 г. – уже 113 руб.

В 1939 г. XVIII съезд ВКП (б) поставил задачу ввести всеобщее среднее образование в городе и семилетнее – в деревне.

3. В августе 1918 г. вышел декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР», который предусматривал приём в вузы без экзаменов и документов о среднем образовании, причем, преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшим крестьянам. Для подготовки рабочих при вузах создавались рабочие факультеты (рабфаки).

С 1921 г. было введено обязательное изучение марксизма(философское, экономическое и политическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса, которое использовалось представителями общественного движения второй половины ХIХ-начала ХХ вв. для подготовки и осуществления социалистической революции) во всех вузах страны, при этом к работе привлекались лояльно настроенные представители старого профессорско-педагогического состава. Так началось формирование новой советской интеллигенции. Старая интеллигенция оказалась невостребованной. В 1922 г. произошли массовые высылки так называемой буржуазной интеллигенции из страны. Самой крупной из них стала высылка большой группы религиозных философов: Н.Бердяева, С.Франка, Л.Красавина, И.Ильина, Н.Лосского и многих других («философский пароход»). Десятки профессоров, писателей по решению ГПУ были пожизненно высланы из РСФСР на двух пароходах.

В 1927 г. в РСФСР существовало уже 90 вузов (первый советский вуз открылся в 1918 г. по инициативе М.В.Фрунзе в Иваново-Вознесенске, им стал Иваново-Вознесенский политехнический институт) и 672 техникума, в которых обучалось 209 тыс. студентов. К 1941 г. в СССР насчитывалось 14 млн. представителей социалистической интеллигенции.

4. В СССР во второй половине 1920-х – 1930-е гг. произошло превращение литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы.Насильственно внедрялись партийные нормы понимания культуры, марксистская идеология была утверждена в качестве государственной, страна оказалась в идеологической изоляции. В литературе и искусстве утвердился «единственно правильный метод» – социалистический реализм, отсекалось всё, что не несло идеологической нагрузки, преувеличивались достижения социализма, отрицался любой авангардизм (условное название художественных движений и литературно-художественных течений ХХ века (экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм, и др.). Для него характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её традициями, поиски новых, необычных средств выражения и внеэстетических способов воздействия на зрителя).

Созданный Пролеткульт пропагандировал классовый характер культуры, враждебное отношение к старой «буржуазной культуре», вылившееся в направление «чистой пролетарской культуры».

Был установлен контроль над творческой интеллигенцией: создание в 1923 г. Ассоциации художников революционной России (АХРР), в 1934 г. Союза писателей СССР.

5. В 1920-1930-е гг. отечественная наука и техника развивались достаточно динамично. Всемирно известными становятся имена ученых Н.И.Вавилова (генетика), В.И.Вернадского (геохимия, учение о ноосфере), А.Л.Чижевского (гелиобиология), П.А.Флоренского (математика, философия), Н.Е.Жуковского (аэродинамика), А.Фридман (космология), Е.В.Тарле (история) и др.

Одновременно руководство партии и государства всемерно поощряло и поддерживало авантюристические направления в науке (например, лжеучение Т.Лысенко), нацеленные на быстрый результат без достаточных научных оснований. При этом сворачивались действительно перспективные направления в науке (генетика, молекулярная биология). В результате здесь советская наука стала серьезно отставать. Многие выдающиеся отечественные ученые были репрессированы (Н.И.Вавилов, А.Л.Чижевский, П.А.Флоренский).

Крупнейшие достижения фундаментальной науки в СССР использовались, прежде всего, в интересах ВПК. Постепенно произошла идеологизация научных исследований.

7.В 1920-1930-е гг. власти действовали в рамках известного высказывания В.И.Ленина: «Религия – опиум для народа». Была развернута антирелигиозная пропаганда через журнал «Революция и церковь» и газету «Безбожник». Руководители государства инициировали создание антирелигиозного общества «Союз воинствующих безбожников». При этом следует отметить, что в 20-е гг. ХХ века достаточно часто проводились публичные диспуты на религиозные темы с приглашением оппонентов от церкви.

В тоже время, осквернение религиозных чувств верующих стало повсеместным явлением. Например, в 1921 г. власти практически отвергли добровольную помощь голодающим со стороны Русской Православной Церкви, приняв, при этом, решение о принудительном изъятии всех её ценностей, включая богослужебные и культовые предметы. Это вызвало сопротивление, были жертвы, в стране начались судебные процессы против священников, которых обвиняли в сокрытии ценностей от государства. Патриарх Тихон в 1922 г. был объявлен пособником эсеров и меньшевиков и через год оказался в тюрьме. В 1925 г. он скончался.

Очередной удар по церкви был нанесен в 1929 г., когда на места пошла директива за подписью Л.Кагановича, в которой подчеркивалось, что религиозные организации являются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. После этого по всему СССР началось массовое разрушение ценных исторических памятников церковной архитектуры. Яркий пример – взрыв храма Христа Спасителя в Москве (1931 г.).

 

********************

Таким образом, в 1930-е гг. можно выделить следующие характерные черты советского общества:

- Огосударствление всех сфер жизни;

- Корпоративный характер общества и общественных отношений;

- Жесткая вертикаль власти с харизматическим лидером;

- Репрессии и внеэкономическое принуждение;

- Мифологизация общественного мнения и отрицание опыта Запада;

- Закрытость страны.

Литература:

1. Буллок А. Гитлер и Сталин: жизнь и власть. Сравнительные жизнеописания. В 2-x тт. Смоленск, 1994.

2. Верт Н. История coветского государства. 1900 - 1991. Любое издание. Главы 5, 6.

3. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: политический портрет И.В. Сталина. В 2-х кн. М., 1989.

4. Восленский М. Номенклатура: господствующий класс Совет­ского Союза. Любое издание.

5. Гордон Л.А., Клопов З.В. Что это было? Размышления о пред­посылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40 гг. М., 1989.

6. Елисеев А. В. Правда о 1937 годе. Кто развязал «большой тер­рор»? М., 2008.

7. Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 года // Во­просы истории. 2002. № 1.

8. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х гг.). М., 1996.

9. Илизаров Б. С. Тайная жизнь Сталина. М., 2004.

10. Миронин С. С. Сталинский порядок. M., 2007.

11. Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. М., 1991.

12. Осокина Е.А. Иерархия потребления о жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928 - 1935 гг. М., 1993.

13. Прудникова Е., Колпакиди А. Двойной заговор. Тайны сталин­ских репрессий. М., 2006.

14. Рогачевекая Л.С. Как составлялся план первой пятилетки // Вопросы истории. 1993. №8.

15.Романенко К. К. Сталинский 37 -й. Лабиринты заговоров. М.,2007.

16. Соколов Б.В. Сталин. Власть и кровь. М., 2004.

17. Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1879 - 1929: история и лич­ность. М., 1991.

18. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е гг. М., 2001.

19. Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. М., 2001.