Тенденции развития информационных технологий управления

В связи с бурным развитием телекоммуникационного сервиса и возможностью доступа к удаленным информационным ресурсам всех стран и континентов произошло смещение акцентов в формулировании критериев эффективности автоматизированных систем и технологий. Если в условиях административно-командной системы основной упор делался на выявление затрат на машинную обработку информации, то в настоящее время актуальны прежде всего:

· оперативное принятие решений;

· степень адекватности аналитических данных реальным процессам;

· возможность использования экономико-математических методов и моделей для анализа конкретных финансово-производственных ситуаций.

Такая постановка вопросов привносит в практику предпринимательства и хозяйствования научно-исследовательский аспект, требует новых научно обоснованных решений, подходов и квалифицированных кадров.

Зарубежные специалисты выделяют пять основных тенденций развития информационных технологий управления:

· к изменению характеристик информационного продукта, который все больше превращается в гибрид между результатом расчетно-аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой индивидуальному пользователю персонального компьютера;

· к параллельному взаимодействию логических АИТУ, совмещению всех типов информации (текста, графики, цифр, звуков) с ориентацией на одновременное восприятие человеком посредством органов чувств;

· к ликвидации всех промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю (например, становится возможным непосредственное общение автора и читателя, продавца и покупателя, певца и слушателя, ученых между собой, преподавателя и обучающегося, специалистов через систему видеоконференций, электронную почту и т. п.);

· к глобализации информационных технологий в результате использования спутниковой связи и всемирной сети Internet, благодаря чему люди смогут общаться между собой и с общей базой данных, находясь в любой точке планеты (ведущая тенденция);

· к конвергенции, рассматриваемой как последняя черта современного процесса развития АИТУ, которая заключается в стирании различий между сферами материального производства и информационного бизнеса, в максимальной диверсификации деятельности фирм, взаимопроникновении различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.

Вопросы для контроля усвоения материала лекции:

1. Назовите базовые компоненты компьютерной ИС.

2. Что входит в информационное обеспечение ИС?

3. Из каких подсистем состоит ИС?

4. Какие компоненты должны быть в любой АИТУ?

5. Каковы основные тенденции развития ИТ управления?

Рекомендуемая литература

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. проф. Г.А.Титоренко. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1998 (стр. 42-51).

2. Бажин И.И. Информационные системы менеджмента. - М.:ГУ-ВШЭ, 2000.

3. Годин В.В., Корнеев И.К. Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учебник. - М.: Мастерство; Высшая школа, 2001. - 240 (стр. 32-40)

4. Евдокимов В.В. и др. Экономическая информатика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 1997 (стр. 16-30, 93-109).

5. Ильина О.П. Информационные технологии бухгалтеского учета. - СПб.: Питер, 2001 (стр. 18-39).

6. Информатика. Базовый курс / Симонович С.В. и др. - СПб.: Питер,2001 (стр. 50-61).

7. Информатика: Учебник / Под ред. Проф. Н.В.Макаровой. М.: Финансы и статистика,1998 (стр. 71-113).

8. Информационные системы в экономике: Учебник / Под ред. Проф. В.В.Дика. - М.: Финансы и статистика, 1996 (стр. 8-13, 24-37, 59-64).

9. Информационные технологии управления: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Черкасова. - М.: ИНФРА-М, 2001 (стр. 26-49).