ВВЕДЕНИЕ. Истоки кризиса современной цивилизации

История экономических учений

 

 

На сегодня можно констатировать отсутствие какой-либо целевой функции у человечества в самом общем смысле. Нельзя же всерьёз считать, что объем ВВП может служить мерилом успешности существования какого-либо отдельного государства.

Идея демократии на сегодня не просто обесценилась, но и выхолощена до нуля. Но следует сказать, что кризис человеческого сообщества не определяется, конечно, тем, что в обществе оказалась полностью разрушенной идея демократии. Это лишь отдельный компонент общего кризиса. Другим таким же системным фактором является кризис естествознания, как системы наук об обществе и Природе. Тем не менее, внешне все выглядит так, будто кризиса нет никакого.

 

Вся человеческая практика с древнейших времен основывалась на изучении и использовании причинно-следственных связей. Это было (и остается) базисом естествознания. При этом естествознание (“естественное знание”) следует понимать не столько как основу методов научных исследований, но как основу жизни и повседневной практики человека, как существующую систему миропонимания. Следовательно, естествознание охватывает и нашу науку, и нашу технику, и нашу политику, и наш быт – всю нашу жизнь. Естествознание, как основа бытового миропонимания, базируется на привычном для нас материализме. Философия материализма предполагает, что материальный мир существует в том виде, как мы его воспринимаем. Из этой посылки следует очень многое.

 

Это предполагает, в частности, определенную очевидность приемов и методов получения знаний, стереотипность создания новых образцов техники, приемов использования техники, технологий, форм и методов общения. Все основывается на незыблемости причинно-следственных связей. У каждого события имеется своя причина и будет соответствующее следствие. Однако это верно только на самом низком, бытовом уровне, хотя и в бытовых ситуациях бывают случаи, когда причинно-следственную связь явлений проследить не удается. В науке же это проявляется в совершенно тривиальных вещах, которые являются истоком системных заблуждений. Например, до сих пор не выявлена причина, вызывающая проявление массивности того или иного тела, т.е. не объяснена суть физического свойства – массы тела. До сих пор также наукой не объяснены причины, вызывающие длительное существование фотона. Поэтому и нет понятной модели фотона. Точно также не существуют внятные модели электрона, материи и так далее. Все что содержится в монографиях по физике, базируется на “естественном” внешнем, поверхностном описании процессов и явлений. Точно также “естественным” образом определяется суть живого мира, в результате чего понимания содержания живого до сих пор в науке нет совершенно.

 

Получая знания и опыт “естественным путем”, человечество добилось, казалось бы, достаточно многого. В особенности двадцатый век дал истории человечества много самых разнообразных и важных, на первый взгляд, для человечества открытий и изобретений. Мир человечества внешне неузнаваемо изменился по сравнению с предшествовавшими столетиями. Полупроводники и искусственные полимеры, сотовая связь и Интернет во многом преобразили всю жизнь человека. Начались попытки освоения космоса.