История изучения потребительского поведения

Нормативно-правовая база туристской деятельности

Специфика туристского бизнеса заключается в комплектации турпродукта из различных сервисов: транспорта, питания, размещения, консульских служб и т.п. Отсюда большое количество правовых и нормативных документов, регулирующих туристскую деятельность. Например, административным законодательством регламентируется вопрос получения въездных виз, валютным законодательством - форма расчетов, таможенным - порядок пропуска через границу декларируемых товаров. Имеются нормативные акты Госстандарта РФ о сертификации туристских услуг, акты государственных антимонопольных органов о применении к туристским услугам законодательства в сфере прав потребителей и т.д.

Перечень основных документов нормативно-правовой базы туризма представлен ниже:

- ГК РФ;

- ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" от 24.11.96г. №132-ФЗ;

- Закон "О защите прав потребителей" в редакции ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О защите прав потребителей" и кодекс РСФСР "Об административных правонарушениях" от 09.01.96г. №2-ФЗ;

- Законы "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг" в редакции ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг" от 19.06.95г. №89-ФЗ;

- Постановление Правительства РФ "О лицензировании международной туристической деятельности" от 12.12.95г. №1222;

- Постановление Правительства РФ "Правила предоставления гостиничных услуг в РФ" от 25.06.97г. №490;

- Постановление Госстандарта России от 14.10.94г. №18 "Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц".

 

Хронология изучения покупательского поведения включает 6 этапов:

I этап. до 1930 г. Возникновение и развитие теории потребления.

Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения XIX-XX веков: К. Маркс, Т. Веблен, Г. Зиммель, В. Зомбарт, М. Вебер.

В 1913 г. Д. Уотсоном была провозглашена программа бихевиоризма. Бихевиоризм – одно из основных направлений американской психологии, трактующее психику как совокупность реакций организма на внешние стимулы.

II этап. 30 - е – 50 - е годы ХХ века.В это время возникает позитивистская методология исследования общества.

В рамках изучения поведения потребителей позитивизм ставит двоякую цель: (1) понимать и уметь прогнозировать поведение потребителей; (2) выявлять управляющие убеждением и/или обучением причинно-следственные связи.

В 1939 году венский психоаналитик Э. Дихтер разработал методику изучения скрытых мотиваций потребителей, что положило начало развитию "мотивационных исследований".

В Америке “мотивационные исследования” вошли в моду в 50-е г.г. Они строились на опросах потребителей и были тесно связаны с традицией психоанализа З.Фрейда.

В это же время в американских колледжах и бизнесшколах появляется дисциплина “Поведение потребителя”.

III этап. 60 – е годы ХХ века.В 1960-е гг. основой исследования потребительского поведения являлось понимание потребителя как информационного процесса.

Появляется модернистское научное направление. Для модернистского мировоззренияхарактерно, во-первых, замена устаревших потребностей, товаров более прогрессивными; во-вторых, культурный разрыв, конфликт между поколениями.

IV этап 70-е годы ХХ века. Процесс институционализации “Поведения потребителей” в Америке завершился в первой половине 1970-х гг.: в 1969 г. возникла Ассоциация изучения потребителей, в 1974 г. было начато издание специального журнала - “Journal of Consumer Research”.

V этап. 80-е годы ХХ века. Расширение взглядов на потребительское поведение. Проблема потребления постепенно стала входить в круг интересов довольно широкого круга обществоведов - историков, антропологов, социологов, культурологов, социальных теоретиков. Приобретает популярность постмодернистское научное направление.

Постмодернизм использует для понимания поведения потребителей качественные, этнографические, культорологические и др. методы.

VI этап. 90-е годы и по настоящее время.Развитие нового направления в исследовании покупательского поведения, характерной чертой которого является фокус на культуру и социальные проблемы.