Специфические особенности и компонентов обеспечивают в СППР реализацию таких характеристик ИС:
Интерактивность СППР
Означает, что система откликается на разного рода действия, какими человек намеревается повлиять на вычислительный процесс, в частности в диалоговом режиме. Человек и система обмениваются информацией в темпе, который сравнимый с темпом обработки информации человеком. Тем не менее, практика показывает, что очень много руководителей желают и умеют вести прямой диалог с компьютером. Многие из них понимают преимущество взаимодействия с системой через посредника или в режиме косвенного доступа, когда возможная пакетная обработка информации. Вместе с тем свойство интерактивности необходимо для исследования новых проблем и ситуаций, во время адаптивного проектирования прикладных СППР
Интегрированность СППР
Обеспечивает совместимость составных систем относительно управления данными и средствами общения с пользователями в процессе поддержки принятия решений
Мощность СППР
Означает способность системы отвечать на самые важные вопросы
Доступность СППР
Это способность обеспечивать выдачу ответов на запросы пользователя в нужной форме и в необходимое время
Гибкость СППР
Характеризует возможность системы адаптироваться к изменениям потребностей и ситуаций
Надежность СППР
Означает способность системы выполнять нужные функции на протяжении заданного периода времени
Робастность (robustness) СППР
Это степень способности системы восстанавливаться в случае возникновения ошибочных ситуаций как внешнего, так и внутреннего происхождения. Например, в робастной системе допускаются ошибки в входной информации или неисправности аппаратных средств. Хотя между надежностью и робастностью может существовать определенную связь, эти две характеристики системы разные: система, которая никогда не будет возобновляться в случае наступления ошибочных ситуаций, может быть надежной, не будучи робастной, а система с высоким уровнем робастности, которая может восстанавливаться и продолжать работу в многих ошибочных ситуациях, может быть вместе с тем отнесенная к ненадежных, поскольку она не способна заранее, выполнить необходимые служебные процедуры при повреждениях
Управляемость СППР
Означает, что пользователь может контролировать действия системы, вмешиваясь в ход решения задачи.
Дополнительно к этой особенности информационной технологии поддержки принятия решений можно указать еще ряд ее отличительных характеристик.
Отличительные характеристики
- использование больших объемов данных;
- ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;
- сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;
- добавление в систему новых данных происходит относительно редко крупными блоками (например, раз в квартал загружаются данные по итогам квартальных продаж из OLTP-приложения);
- данные, добавленные в систему, обычно никогда не удаляются;
- перед загрузкой данные проходят различные процедуры "очистки", связанные с тем, что в одну систему могут поступать данные из многих источников, имеющих различные форматы представления для одних и тех же понятий, данные могут быть некорректны, ошибочны;
- направленность на непрофессионального пользователя компьютера;
- небольшое число пользователей (аналитики);
- высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.
- очень часто новый запрос формулируется аналитиком для уточнения результата, полученного в результате предыдущего запроса (интерактивность);
- скорость выполнения запросов важна, но не критична. Современные компьютерные системы поддержки принятия решений имеют такие характеристики:
- предоставляет руководителю помощь в процессе принятия решений и обеспечивает поддержку во всем диапазоне контекста структурированных, полуструктурированных и неструктурированных задач, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Ум человека и информация, которая генерируется компьютером, составляют единое целое для принятия решений.
- поддерживает и усиливает (но не заменяет и не отменяет) соображения и оценки руководителя. Контроль остается за человеком. Пользователь «чувствует себя комфортно» и «как дома» в системе, а не испытывает «запугивание» со стороны системы.
- повышает главным образом эффективность принятых решений. В отличие от административных информационных систем, в которых акцент делается на максимальной производительности аналитического процесса, в СППР значительно весомым фактором является эффективность процесса принятия решений
- выполняет интеграцию моделей и аналитических методов со стандартным доступом к данным и выборкой данных. Для предоставления помощи в принятии решения активизируются одна или несколько моделей (математических, статистических, имитационных, количественных, качественных и комбинированных). Содержание БД охватывает историю текущих и предыдущих операций (сильная сторона типичной АИС), а также информацию внешнего характера и информацию о среде
- простая в работе для лиц, которые не имеют значительного опыта общения с ЭВМ. Системы являются дружескими для пользователей, практически не требуют глубоких знаний вычислительной техники и обеспечивают простое взаимодействие с системой. Имеют встроенные средства обучения и прочие атрибуты программных интерфейсных систем
- построенная по принципу интерактивного решения задач. Пользователь имеет возможность поддерживать диалог из СППР в беспрерывном режиме, а не ограничиваться заданием отдельных команд с последующим ожиданием результатов
- ориентированны на гибкость и адаптивность с приспособлением к изменениям среды или подходов к решению задач, которые определяет пользователь. Руководитель может приспособиться к изменяемым условиям сам и соответственно подготовить систему. Но эволюция и адаптация системы должны быть объединены с ее жизненным циклом
- не должна навязывать пользователю определенного процесса принятия решений. Пользователь должен иметь набор возможностей, чтобы выбирать их в соответствии со стилем его деятельности — стиля «воображаемых моделей».
Перечисленные характеристики требуют особой организации данных, отличных от тех, что используются в OLTP-системах (нормализованные реляционные таблицы). Для того чтобы существующие ХД способствовали принятию управленческих решений, информация должна быть представлена аналитику в нужной форме, то есть он должен иметь развитые инструменты доступа к данным хранилища и их обработки.
По критерию режима анализа данных информационно-аналитические системы подразделяются на две категории:
Статические DSS - СППР
Известны в литературе информационными системами руководителя (Executive Information Systems - EIS). EIS-системы содержат в себе предопределенные множества запросов но, будучи достаточными для повседневного обзора, неспособны ответить на все вопросы к имеющимся данным, которые могут возникнуть при принятии решений. Результатом работы такой системы, как правило, являются многостраничные отчеты, которые нельзя использовать для получения желаемого представления данных и после тщательного изучения которых у аналитика появляется новая серия вопросов
Динамические DSS - СППР
Ориентированы на обработку нерегламентированных (ad hoc) запросов аналитиков к данным. Наиболее глубоко требования к таким системам рассмотрел в 1993 г . E.F.Codd, положившей начало концепции OLAP.
Чтобы разобраться в работе СППР, необходимо понять суть проблем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена. Так, например, при определении возможности внедрения СППР следует учитывать:
- структурированность решаемых управленческих задач;
- уровень иерархии управления фирмой, на котором решение должно быть принято;
- принадлежность решаемой задачи к той или иной функциональной сфере бизнеса;
- вид используемой информационной технологии.
Системы поддержки принятия решений получили широкое применение в экономиках передовых стран мира, причем их количество постоянно возрастает. На уровне стратегического управления используется ряд СППР, в частности для долго-, средне- и краткосрочного, а также для финансового планирования, включая систему для распределения капиталовложений. Ориентированные на операционное управление СППР применяются в областях маркетинга (прогнозирования и анализ сбыта, исследования рынка и цен), научно-исследовательских и конструкторских работ, в управлении кадрами. Операционно-информационные применения связаны с производством, приобретением и учетом товарно-материальных запасов, их физическим распределением и бухгалтерским учетом. Обобщенные СППР могут объединять две ли больше из пересчитанных функций.
|