Преступления против мира и безопасности человечества.

Суд.

Высшая судебная власть принадлежала монарху. Он осуществлял её совместно с представителем знати. Королевский совет рассматривал обычно наиболее опасные правонарушения. Императорская курия действовала в различных формах . Император доверял осуществление судебных функций доверенному лицу; он осуществлял единоличную юрисдикцию, пересматривая жалобы на решения низших судов. Впрочем, император лично решал дела в случаях, когда тот или другой вопрос не был урегулирован законом. Он также принимал участие в рассмотрении дел высших сановников. Затем действовала курия в составе доверенных лиц и высших сановников, созываемая императором. Однако часть жалоб на решения судов местных графов, а именно жалобы на отказ в правосудии, разрешались не курией в полном составе, а специально уполномоченными лицами, посылаемыми от имени императора на места, так называемые «государевы посланцы».

Эти уполномоченные могли председательствовать в судебном собрании, обычно руководимым графом, или созывать специальные судебные собрания из старейшин округов. Им были подсудны императорские чиновники, а также лица, находившиеся под особым покровительством императора.

Основными судебными учреждениями страны были «суды сотен». Судьи выбирались из их среды. В области судебного устройства также произошли серьёзные изменения. Судные мужи- рахимбурги, которые ранее избирались руководителем собрания общины из числа т для каждого отдельного дела, по закону Карла Великого превращаются в постоянно действующих судей. Они назначались графами на продолжительное время, затем их должность сделалась пожизненной и ,наконец, даже наследственной, что способствовало все большему отделению этих судей от прежних «народных судей».

Если раньше суд проходил под руководством выборного представителя-тунгина. В состав суда выбирались, как правило, состоятельные люди. Но на судебном заседании должны были присутствовать все свободные и полноправные жители (взрослые мужчины) сотни. Уполномоченные короля- «государевы посланцы»- следили за правильностью судопроизводства. Постепенно они становятся председателями судов вместо тунгинов. Каролинги завершили этот процесс. Их посланцы-миссии- получили право вместо рахинбургов назначать членов суда- скабинов, а в немецких источниках Шефферами.

Карл Великий издал предписание, согласно которому граф был обязан на свои ежемесячные судебные заседания приглашать представителей из людей «благородных, мудрых и богобоязненных».Эти заседатели, получившие название «скабинов», фактически стали судьями, роль же графа отныне сводилась к председательству во время сессии и оглашения приговора .Действия графов были ограничены судебным и административным вмешательством, лишь в дела простолюдинов. Что же касается знати, то она оставалась недосягаемой для них. Если граф осмеливался вступить на иммунитетную территорию крупного землевладельца, он подвергался огромному штрафу (в 600 солидов).Они были подсудны только монарху.

Обязанность свободных людей присутствовать на суде была отменена.Империя Каролингов, как раннефеодальное государство защищала интересы класса феодалов. Представители Каролингской династии вели завоевательные войны, выгодные господствующему классу, и способствовали развитию феодализма во вновь завоеванных областях. Своими земельными пожалованиями, раздачей бенефиций и иммунитетов они содействовали росту крупного землевладения и втягиванию в зависимость крестьян. Когда же к середине 9 века в империи сложились основы феодального строя, позиция новых крупных землевладельцев по отношению к центральной власти изменилась .Крупные феодалы стали почти независимыми от неё; мелкие и средние феодалы, становясь их вассалами, были гораздо больше связаны с магнатами, чем с королем. Крестьянство в основном стало уже зависимым.

Сын и приемник Карла Великого Людовик Благочестивый (814-840 года), прозванный так за свою ревностную приверженность церкви и щедрые дары ей, уже в 817 году разделил империю между своими сыновьями, сохранив за собой лишь номинальную верховную власть.

В 843г. уже после смерти Людовика Благочестивого его сыновья (внуки Карла Великого) на съезде в городе Вердене заключили договор о новом разделе империи. Земли к западу от рек Шельда, Мааса и Роны, составившие Западно-Франкское королевство, получил младший сын Людовика Благочистивого-Карл Лысый. Земли этого королевства составили основную территорию будущей Франции. Земли к востоку от Рейна и к северу от Альп достались среднему из братьев- Людовику Немецкому. Эта территория стала Восточно- Франкским королевством. Она была территориальным ядром будущей Германии. Старший сын Людовика Благочестивого- Лотарь, сохранил императорский титул и получил Италию а также широкую полосу земель вдоль рек Рейна и Роны. Таким образом, эти королевства стали началом истории трех будущих стран Европы-Франции, Германии и Италии.

При характеристике этих преступлений необходимо исходить, прежде всего, из того, как они сформулированы в Уставе Нюрнбергского военного трибунала (ст. 6) и соответствующих этим положениям позиций Токийского трибунала. Статья 6 Устава Нюрнбергского трибунала – действующее право, по существу ставшее основой понимания того, какие преступления являются международными.

Обобщенно названные профессором Н.А. Трайниным «преступления против человечества», они разделяются на три самостоятельных вида:

- преступления против мира;

- военные преступления;

- и преступления против человечности.

Преступления против мира включают в себя планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий.

Эта формулировка – результат обобщения преступных деяний немецкого (и итальянского) фашизма, японского милитаризма, ввергнувших мир во вторую мировую войну. Сейчас, когда любая война поставлена вне закона, следует внести некоторые коррективы в эту формулировку.

Преступлениями против мира международное право называет прежде всего планирование агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений. Планирование такой войны - главная политическая линия гитлеризма. Вся деятельность, связанная с планированием агрессии германского нацизма, была преступной. Идеологическим обоснованием агрессии стала расистская теория.

По объективной характеристике (стороне) между планированием и подготовкой войны нет особой разницы. Планировать - значит подготавливать. Подготовка включает и планирование. Но юридически «разведение» этих понятий позволило привлечь к ответственности «плановиков» — сотрудников генерального штаба и других военных ведомств, а также тех, кто занимался подготовкой войны в виде закупки и изготовления оружия, подготовки и строительства военных сооружений, самолетов, танков и т. п., т. е. промышленников, вскормивших нацизм.

Отдельно международное право говорит о развязывании и ведении агрессивной войны. В понятие развязывания входят те действия, которые совершались до момента начала войны и с точки зрения конкретных действий чрезвычайно многообразны: начиная с провокационных заявлений в адрес противника по поводу его политики и концентрации войск на границе — до провокации противной стороны на конфликт с использованием оружия, либо акции типа переодевания своих солдат в форму противника и организации мнимого нападения на войска провоцирующей стороны. Так было, например, в момент нападения фашистской Германии на Польшу.

Под ведением войны следует понимать непосредственные военные действия против противника с целью захвата его территории либо достижения иных агрессивных политических целей. Формулируя эту часть преступных деяний против мира, законодатель имел в виду необходимость привлечь к уголовной ответственности непосредственных исполнителей, в частности военных.

Ст.6 Устава говорит также о ведении войны в нарушение международных соглашений, договоров или заверений.

Что же касается «участия в общем плане или заговоре», то нацизм втянул в преступную войну многие страны. Это был действительно «общий план и общий заговор». Его участники должны нести ответственность в полной мере.

В национальном законодательстве, предусматривающем ответственность за преступления против мира, возможны и иные, чем в ст. 6 Устава Международного Нюрнбергского трибунала, формулировки. Национальный уголовный закон должен быть сформулирован исходя из смысла ст. 6 и быть не менее конкретным.

С проблемой соответствия международных и национальных норм мы сталкиваемся в законодательстве тех стран, которые, признав для себя обязательными положения Устава Нюрнбергского трибунала, по-своему сформулировали статьи уголовного закона.

Как и многие нормы международного уголовного права, ст. 6 Устава содержит диспозицию, но не содержит конкретной санкции (наказания) за совершенное преступление. Это понятно, ибо в мире существуют разные правовые системы, как и разные виды наказаний даже за сходные или идентичные деяния.

Конкретные наказания устанавливаются в соответствии с особенностями этих правовых систем, где отношение законодателя к преступлениям против мира одинаково — как к преступлениям наиболее тяжким, влекущим наиболее суровые наказания. В странах, где не отменена смертная казнь, за эти преступления, по нашему мнению, она должна быть сохранена. Там же, где она отменена, – в случае создания суда ad hoc для выработки единых подходов ее следует внести в перечень наказаний, как это и было сделано в Уставе Нюрнбергского трибунала. Новый Уголовный кодекс России, во всяком случае, идет по этому пути.