Обобщенная характеристика информационных систем

Этапы развития информационных систем

Все рассмотренные выше разновидности ИС обеспечивают пользователя информацией из числа тех сведений и фактов, которые когда-либо были введены в систему и хранятся в ее информационных массивах.

Информационно-логические системы, в отличие от всех прочих способны выдавать информацию, не введенную ранее в систему в непосредственном виде, а вырабатываемую на основании логического анализа, обобщения, переработки сведений, имеющихся в информационных массивах. Такие системы могут решать научно-исследовательские задачи. Их также можно назвать интеллектуальными ИС, так как при их разработке используются положения теории искусственного интеллекта.

Несмотря на вышерассмотренную классификацию можно представить обобщенную характеристику ИС предприятия в разные периоды времени в зависимости от состава решаемых задач и цели ее применения.

 

Период времени Состав решаемых задач Характер информационной системы Цель применения
1960-1970 гг. Трудоемкие частные задачи Информационные системы обработки данных Сокращение трудоемкости обработки данных Повышение скорости обработки документов
1970-1980 гг. Комплексы задач в различных сферах применения (учетных и др.) Управленческий контроль реализации (продаж) Информационные системы комплексной обработки данных   Универсализация и стандартизация процедур обработки данных
1980-1990 гг. Задачи по управлению текущей и оперативной деятельностью Управленческие информационные системы , Системы поддержки принятия решений, Системы для высшего звена управления Выработка наиболее рационального решения
1990-2000 гг. Решение задач, связанных с прогнозированием и принятием управленческих решений Стратегические информационные системы, системы поддержки принятия решений Разработка стратегии развития экономических объектов  

Первые ИС появились в начале 60-х годов с началом широкого применения первых серийных ЭВМ отечественного производства. Они были предназначены для решения отдельных частных задач, что приводило к сокращению трудоемкости обработки данных.

70-е годы характеризуются изменением характера применения информационных систем, так как уже начали решаться комплексы задач в различных областях экономики (например, плановые, бухгалтерские, статистические и др.) для этого потребовались более совершенные технические средства многофункционального назначения, программное обеспечение (пакеты прикладных программ) начало разрабатываться для определенного класса задач, что позволило унифицировать и стандартизовать процесс обработки данных. Работы в области автоматизации управления носили экспериментальный характер и проводились разрозненно.

В 80-х годах концепция использования ИС сместилась в сторону широкого внедрения и комплексного решения задач управления текущей и оперативной деятельностью предприятий или фирм, позволяющих выработать наиболее рациональное решение. Этот период характеризуется массовым внедрением управленческих информационных систем для различных звеньев органов управления экономикой страны, чему предшествовала разработка типовых проектных решений.

К началу 90-х годов в связи с переходом на рыночную экономику характер использования ИС вновь изменяется в связи с автоматизацией функций прогнозирования и комплексной поддержки принятия решений, а также с появлением новых методов управления на основе реинжениринга и экспертных систем.

Развитие ИС в настоящее время связано с разработкой интегрированных (многоуровневых и корпоративных) систем различными экономическими объектами.

ЭИС становятся стратегическим источником информации для развития производственных и коммерческих объектов в различных сферах деятельности. Т.о. ИС этого периода представляя вовремя нужную информацию, носят стратегический характер, обеспечивающий конкурентное преимущество в развитии различных хозяйствующих объектов.

 

В настоящее время сложилось мнение об ИС как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Хотя в общем случае ИС можно понимать и в некомпьютерном варианте!