Понятие Информационной Системы

 

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых (или связанных с ) для сбора, хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

 

Экономическая Информационная Система (ЭИС) это та же совокупность средств, методов и персонала, но связанных с экономической информацией.

 

Экономическая Информационная Система— это совокупность различных средств, предназначенных для сбора, обработки и выдачи информации с целью оптимизации принятия решений, в результате которых снижается непосредственное участие человека в осуществлении того или иного производственного процесса или процесса управления.

При этом под оптимизацией понимается выбор того или иного варианта управления, при котором достигается минимальное или максимальное значение некоторого критерия, обеспечивающего качество управления.

Задачи, решаемые в ЭИС, обуславливаются целями и условиями функционирования экономических объектов. С их помощью реализуются такие сложные проблемы управления в экономике, как:

– непрерывность и динамичность принятия решений;

– многовариантность расчетов;

– обеспечение сбора данных в реальном масштабе времени;

– организация сплошного комплексного учета и экономического анализа и др.

 

Современное понимание ИС предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль ЧЕЛОВЕКА, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

 

Классификация ЭИС

Создаваемые и функционирующие ЭИС могут значительно отличаться характером и объемом решаемых задач, типами объектов управления и рядом других признаков.

Их обычно классифицируют по различным признакам, среди которых можно выделить следующие:

· уровень действия (государственный, региональный, муниципальный, предприятий или фирм);

· сфера применения или предметная область (бухгалтерские, статистические, налоговые и т.д.);

· степень интеграции (многоуровневые или корпоративные);

· способ обработки информации (централизованный, децентрализованный и др.);

· степень автоматизации (ручные, автоматизированные и автоматические);

· характер получаемой информации (информационно-справочная, информационно-расчетная, управленческая, информационно-логическая).

 

От функций, выполняемых системой, зависят форма выходной информации, алгоритмы процессов ее обработки, а также характер, форма и способ общения пользователя с системой.

Информационно-справочные системы (ИСС) предназначены для удовлетворения информационных запросов пользователей. Характерная особенность таких систем - информация, найденная в соответствии с запросом, НЕ используется непосредственно в рамках этой же системы, а выдается пользователю, который использует полученную информацию для любых необходимых ему целей вне ИС. Примером ИСС могут служить системы автоматизированного резервирования мест в пассажирском ж/д и авиационном транспорте. Поиск - одна из основных операций в таких системах, поэтому они являются также информационно-поисковыми системами (ИПС).

В информационно-расчетных системах хранящаяся информация используется для решения задач, связанных с различными расчетными операциями. К подобным задачам относятся статистический учет и анализ, прогнозы состояния финансовых рынков, диагностика в медицине, технике и т.п.

Управленческие системы предназначены для решения различного рода управленческих и технико-экономических задач. С помощью таких систем автоматизируются только информационные операции. Непосредственные функции принятия решений и другие управленческие операции выполняет человек. Поэтому управленческие системы, как правило, бывают ориентированы на выдачу различных справок и отчетов отдельным службам и руководству предприятия. à управленческие системы выполняют одновременно и функции информационно-справочных систем.