Понятие информации. Предмет и задачи курса

Термин «Информация» относится к числу наиболее часто употребляе-

мых. Он широко используется в лингвистике, психологии, биологии и других

науках. Однако в разных областях знаний в него вкладывают разный смысл.

Разнообразие информационных процессов и широкий интерес к ним в разныхобластях знаний породили много толкований определений понятия “информация”, а также определений количества информации.

 

Условно все подходы к определению количества информации [6] можно

разделить на пять видов:

1) энтропийный;

2) алгоритмический;

3) комбинаторный;

4) семантический;

5) прагматический.

Первые три вида дают количественное определение сложности описы-

ваемого объекта или явления. Четвертый – описывает содержательность и новизну передаваемого сообщения для получателя (пользователя) сообщения. Наконец, пятый вид обращает внимание на полезность полученного сообщения для пользователя.

 

Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что

означает «разъяснения», и, по сути, предполагает наличие некоторого диалога между отправителями и получателями информации. Следовательно, информационное взаимодействие можно представить пятикомпонентной (пятимерной векторной) величиной, состоящей из компонент:

1) физической;

2) сигнальной;

3) лингвистической;

4) семантической;

5) прагматической.

Заметим, что приведенное разбиение информационного взаимодействия

на пять компонентов носит условный характер и возможно частичное пересе-

чение в этом разбиении. Так, отдельные составляющие передаваемого сообщения можно отнести к физической или сигнальной, сигнальной или лингвистической компонентам.

Например, рассмотрим процесс передачи информации на примере устной

речи. Процесс этот многокомпонентный (векторный). Первая компонента – физическая, т.е. для успешного осуществления процесса передачи информации необходимо наличие источника акустического сигнала (голосовых связок человека), среды для распространения акустических колебаний и приемника колебаний (уха). Вторая компонента – сигнальная: амплитудно и частотно модулированные акустические колебания. Третья компонента – синтаксическая; необходимо, чтобы собеседники знали хотя бы один общий язык. Четвертая компонента – семантическая, т.е. в передаваемом сообщении должно присутствовать содержательное описание объекта или явления, неизвестное получателю информации. Наконец, пятая компонента – прагматическая: необходимо наличие желания (мотивации) передавать и принимать сообщение.

На сложный, многокомпонентный характер информации указывал еще А.

Н. Колмогоров [5]: «Подчеркну и качественно новое и неожиданное, что со-

держится . . . в теории информации. По первоначальному замыслу «информа-

ция» не есть скалярная величина. Различные виды информации могут быть

чрезвычайно разнообразны . . . было совершенно неясно, можно ли качественно различные информации . . . считать эквивалентными».

Один из центральных вопросов, по которому существуют разные точки

зрения, состоит в следующем: информация это свойство объекта или результат взаимодействия. Мы будем придерживаться точки зрения А.Н. Колмогорова:

информация существует независимо от того, воспринимается она или нет, но

проявляется только при взаимодействии. Информация – это характеристика

внутренней организованности материальной системы по множеству состояний, которые она может принимать.

Приведем пример. По срезу дерева, опытный специалист может дать заключение относительно его возраста, эволюции климатических условий, в которых развивалось дерево, и др., однако получить эту информацию он сможет лишь в результате анализа конкретного среза дерева. Другими словами, информация объективно существует независимо от нашего сознания, но выявляется при взаимодействии с конкретным объектом.

Факт объективного существования информации независимо от нашего

сознания для некоторых исследователей послужил поводом для пропаганды

весьма неординарной точки зрения, что информация является третьей (наряду с материей и энергией) субстанцией материального мира. Эта точка зрения наиболее уязвима, поскольку для информации пока не сформулированы фундаментальные законы сохранения и перехода в эквивалентных количествах в материю и/или энергию. Например, при сжигании дерева информация о нем, если она не была установлена и сохранена ранее, безвозвратно теряется. Тем не менее, следует подчеркнуть, что информация всегда проявляется в материально-энергетической форме в виде сигналов, хотя это не материя и не энергия, которые переходят друг в друга. Информация может исчезать и появляться.

В настоящем пособии термин «Информация» понимается в узком смысле,

принятом при описании так называемых информационных систем [3,4,7], [11].

К ним относятся телекоммуникационные и вычислительные сети, автоматизированные системы управления и контроля и т.п. В данном случае понятие количества информации, определяется как частота употребления знаков.

Информационные системы – это класс технических систем, предназначенных для хранения, передачи и преобразования информации.

Соответственно информация – это сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования, а теория информации – раздел кибернетики, занимающийся математическим описанием методов передачи, хранения, извлечения (обработки) и

классификации информации. Заметим, что сама информация, как правило, используется для осуществления каких-либо управляющих воздействий.

Таким образом, предметом нашего рассмотрения является теория информации в классическом смысле – решение теоретических вопросов, касающихся повышения эффективности и функционирования информационных систем, в частности, систем связи. Она включает в себя: