Информатика Предмет и задачи информатики
Файлы и файловая структура
Основные структуры данных
Кодирование данных двоичным кодом
Операции с данными
Носители данных
Данные
Свойства информации
Диалектическое единство данных и методов в информационном процессе
Понятие об информации
Введение
Информация в материальном мире
(ИнфорЛек1)
Вопросы для самоконтроля
Коренное отличие информатики от других технических дисциплин, изучаемых в
высшей школе, состоит в том, что ее предмет изучения меняется ускоренными темпами. Сегодня количество компьютеров в мире превышает 500 миллионов единиц, при этом каждая вычислительная система по-своему уникальна. Найти две системы с одинаковыми аппаратными и программными конфигурациями весьма сложно, и потому для эффективной эксплуатации вычислительной техники от специалистов требуется достаточно широкий уровень знаний и практических навыков. Вместе с тем, в количественном отношении темп численного роста вычислительных систем заметно превышает темп подготовки специалистов, способных эффективно работать с ними. При этом в среднем один раз в полтора года удваиваются основные технические параметры аппаратных средств, один раз в два-три года меняются поколения программного обеспечения и один раз в пять-семь лет меняется база стандартов, интерфейсов и протоколов.
Таким образом, кардинальным отличием информатики от других технических
дисциплин является тот факт, что ее предметная область изменяется чрезвычайно
динамично. Все, кто причастен к преподаванию информатики в высшей школе,
хорошо знают, как часто приходится менять содержание учебных планов, рабочих
программ, учебно-методической документации. Далеко не всегда удается обеспечить
соответствие материально-технической базы учебного процесса текущему состоянию предметной области. И даже своевременное реагирование на научно-
технические достижения не всегда позволяет обеспечить уровень знаний и навыков
выпускника, адекватный потребностям сферы материального производства и
коммерческого рынка, -- настолько динамичны процессы в области информационных
технологий.
Ныне информатика сталкивается с парадоксальным фактом. Ее основная задача
состоит в преодолении общечеловеческого кризисного явления, называемого «информационным бумом», путем внедрения средств и методов, автоматизирующих
операции с данными. Однако даже в собственной предметной области информатика
испытывает такой информационный бум, какого не знает ни одна другая область
человеческой деятельности. Например, мировой ассортимент изданий, имеющих
прямое отношение к информатике (не считая периодических и электронных), составляет порядка десяти тысяч томов в год и полностью обновляется не реже, чем раз в два года.
Анализируя вышеуказанные особенности информатики, можно прийти к выводу, что для преподавания информатики в сложившихся условиях необходимо расширенное взаимодействие между учебными программами общетехнических
и специальных дисциплин и учебной программой курса информатики.
Основные принципы, вытекающие из такого подхода, включают непрерывность
и системность образования, а также раннюю профессиональную ориентацию.
Непрерывность образования. Практические приемы работы со средствами вычислительной техники закрепляются не только при изучении информатики, но и в
течение всего периода обучения. Они используются при проведении учебных занятий по самым разным дисциплинам.
Системность образования. В едином методическом подходе, основанном на системе задача — средство — методы — приемы^ происходит перекрестное взаимодействие изучаемых дисциплин. Конкретная дисциплина поставляет комплекс
задача — методы, а информатика обеспечивает комплекс средства — приемы.
Ранняя профессиональная ориентация. В системе высшего технического образования
действует многоуровневая иерархическая система, основанная на том, что
знания студента по общетехническим дисциплинам, как правило, реализуются в
практические навыки опосредованно, то есть через дисциплины специального цикла,
базирующиеся на общетехнических.
Информатика — одна из немногих общетехнических дисциплин, развивающая такие практические навыки, которые востребуются напрямую и немедленно, сразу после включения молодого специалиста в профессиональную деятельность.