Информатика Предмет и задачи информатики

Файлы и файловая структура

Основные структуры данных

Кодирование данных двоичным кодом

Операции с данными

Носители данных

Данные

Свойства информации

Диалектическое единство данных и методов в информационном процессе

Понятие об информации

Введение

Информация в материальном мире

(ИнфорЛек1)

Вопросы для самоконтроля

Коренное отличие информатики от других технических дисциплин, изучаемых в

высшей школе, состоит в том, что ее предмет изучения меняется ускоренными темпами. Сегодня количество компьютеров в мире превышает 500 миллионов единиц, при этом каждая вычислительная система по-своему уникальна. Найти две системы с одинаковыми аппаратными и программными конфигурациями весьма сложно, и потому для эффективной эксплуатации вычислительной техники от специалистов требуется достаточно широкий уровень знаний и практических навыков. Вместе с тем, в количественном отношении темп численного роста вычислительных систем заметно превышает темп подготовки специалистов, способных эффективно работать с ними. При этом в среднем один раз в полтора года удваиваются основные технические параметры аппаратных средств, один раз в два-три года меняются поколения программного обеспечения и один раз в пять-семь лет меняется база стандартов, интерфейсов и протоколов.

Таким образом, кардинальным отличием информатики от других технических

дисциплин является тот факт, что ее предметная область изменяется чрезвычайно

динамично. Все, кто причастен к преподаванию информатики в высшей школе,

хорошо знают, как часто приходится менять содержание учебных планов, рабочих

программ, учебно-методической документации. Далеко не всегда удается обеспечить

соответствие материально-технической базы учебного процесса текущему состоянию предметной области. И даже своевременное реагирование на научно-

технические достижения не всегда позволяет обеспечить уровень знаний и навыков

выпускника, адекватный потребностям сферы материального производства и

коммерческого рынка, -- настолько динамичны процессы в области информационных

технологий.

Ныне информатика сталкивается с парадоксальным фактом. Ее основная задача

состоит в преодолении общечеловеческого кризисного явления, называемого «информационным бумом», путем внедрения средств и методов, автоматизирующих

операции с данными. Однако даже в собственной предметной области информатика

испытывает такой информационный бум, какого не знает ни одна другая область

человеческой деятельности. Например, мировой ассортимент изданий, имеющих

прямое отношение к информатике (не считая периодических и электронных), составляет порядка десяти тысяч томов в год и полностью обновляется не реже, чем раз в два года.

Анализируя вышеуказанные особенности информатики, можно прийти к выводу, что для преподавания информатики в сложившихся условиях необходимо расширенное взаимодействие между учебными программами общетехнических

и специальных дисциплин и учебной программой курса информатики.

Основные принципы, вытекающие из такого подхода, включают непрерывность

и системность образования, а также раннюю профессиональную ориентацию.

Непрерывность образования. Практические приемы работы со средствами вычислительной техники закрепляются не только при изучении информатики, но и в

течение всего периода обучения. Они используются при проведении учебных занятий по самым разным дисциплинам.

Системность образования. В едином методическом подходе, основанном на системе задача средство — методы — приемы^ происходит перекрестное взаимодействие изучаемых дисциплин. Конкретная дисциплина поставляет комплекс

задача — методы, а информатика обеспечивает комплекс средства приемы.

Ранняя профессиональная ориентация. В системе высшего технического образования

действует многоуровневая иерархическая система, основанная на том, что

знания студента по общетехническим дисциплинам, как правило, реализуются в

практические навыки опосредованно, то есть через дисциплины специального цикла,

базирующиеся на общетехнических.

Информатика — одна из немногих общетехнических дисциплин, развивающая такие практические навыки, которые востребуются напрямую и немедленно, сразу после включения молодого специалиста в профессиональную деятельность.