Тащиться осужден до бездны гробовой?..

Как бледно брег ты озлатило!

Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!

В реке дубравы отразились.

Но что?.. Какой вдали мелькнул волшебный луч?

И тешусь разными играми

Пернатый к потолку лаптой мечу леток

Там щука пёстрая — прекрасны!

Что смоль, янтарь-икра, и с голубым пером

<…>

Тут кофе два глотка; схрапну минут пяток;

Там в шахматы, в шары иль из лука стрелами,

(«Евгению. Жизнь Званская», 1807)

Так видит мир человек цельный, не разрываемый противоречиями.

Совсем иначе воспринимает мир лирический герой элегии В.А.Жуковского «Вечер» (1806):

Восточных облаков хребты воспламенились;

Осыпан искрами во тьме журчащий ключ;

Луны ущербный лик встаёт из-за холмов...

О тихое небес задумчивых светило,

Человек потерял душевный покой, встревожен, обеспокоен:

И где же вы, друзья?.. Иль всяк своей тропою,

Лишённый спутников, влача сомнений груз,

Разочарованный душою,

XIX век начался с осознания личности и народа как двух разных и противоположных, непримиримых начал; личные устремления человека и его природная основа противоречат между собой.

 

  XVIII век   XIX век
В XVIII веке уже возникали противопоставления долга и страсти, чувства и разума, но они не захватывали человека целиком;   В начале XIX века человек целиком противостоит миру.Трагическое напряжение между ними, попытки сближения ради обретения «потерянного рая» гармонической цельности человека и мира стали основным содержанием духовной жизни России первых десятилетий XIX  

 

Отправной точкой новой исторической эпохи справедливо считается Французская революция 1789-1794 годов.

Итоги революции – жестокость, казни, война – были осознаны как закономерные плоды эпохи Просвещения. Идеи разума, разумного построения общества, разумного устройства мира, познавательных возможностей разума были поставлены под сомнение; с этими сомнениями разрушилась вся система философских и эстетических ценностей. Русские дворяне, разочаровавшись в идее разумного порядка, справедливости, оставляют государственную службу и уединяются в своих загородных домах, родовых поместьях.

Размышления об итогах эпохи Разума приводят их к проблеме трагического противоречия между личностью, её вольными устремлениями, порывами, мечтами и природной основой человека, реалиями земной жизни, неумолимыми законами исторического процесса. Это противоречие было осмыслено как проблема личности и народности.

Новые умонастроения породили глубокие изменения в русской литературе:

· В центре внимания оказался внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой.

· Повышенный интерес к душевным переживаниям человека привёл к появлению феномена лирического героя, который коренным образом изменил поэтику классицизма, нарушил устойчивые жанры, смешал стили, деформировал границы между стихами и прозой, литературой и реальностью.

У литературы появились новые задачи.

1. Проблема личности и народности, слияние личности и народа мыслились, в основном, как культурная, а не социальная задача.

2. Перед литературой встала необходимость выработки поэтических форм, «которые были бы традиционными и национальными, с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство с другой».Эта задача сводилась, главным образом, к проблеме нового литературного языка, вокруг которого разгорелись споры.