Тащиться осужден до бездны гробовой?..
Как бледно брег ты озлатило!
Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
В реке дубравы отразились.
Но что?.. Какой вдали мелькнул волшебный луч?
И тешусь разными играми
Пернатый к потолку лаптой мечу леток
Там щука пёстрая — прекрасны!
Что смоль, янтарь-икра, и с голубым пером
<…>
Тут кофе два глотка; схрапну минут пяток;
Там в шахматы, в шары иль из лука стрелами,
(«Евгению. Жизнь Званская», 1807)
Так видит мир человек цельный, не разрываемый противоречиями.
Совсем иначе воспринимает мир лирический герой элегии В.А.Жуковского «Вечер» (1806):
Восточных облаков хребты воспламенились;
Осыпан искрами во тьме журчащий ключ;
Луны ущербный лик встаёт из-за холмов...
О тихое небес задумчивых светило,
Человек потерял душевный покой, встревожен, обеспокоен:
И где же вы, друзья?.. Иль всяк своей тропою,
Лишённый спутников, влача сомнений груз,
Разочарованный душою,
XIX век начался с осознания личности и народа как двух разных и противоположных, непримиримых начал; личные устремления человека и его природная основа противоречат между собой.
XVIII век | XIX век |
В XVIII веке уже возникали противопоставления долга и страсти, чувства и разума, но они не захватывали человека целиком; | В начале XIX века человек целиком противостоит миру.Трагическое напряжение между ними, попытки сближения ради обретения «потерянного рая» гармонической цельности человека и мира стали основным содержанием духовной жизни России первых десятилетий XIX |
Отправной точкой новой исторической эпохи справедливо считается Французская революция 1789-1794 годов.
Итоги революции – жестокость, казни, война – были осознаны как закономерные плоды эпохи Просвещения. Идеи разума, разумного построения общества, разумного устройства мира, познавательных возможностей разума были поставлены под сомнение; с этими сомнениями разрушилась вся система философских и эстетических ценностей. Русские дворяне, разочаровавшись в идее разумного порядка, справедливости, оставляют государственную службу и уединяются в своих загородных домах, родовых поместьях.
Размышления об итогах эпохи Разума приводят их к проблеме трагического противоречия между личностью, её вольными устремлениями, порывами, мечтами и природной основой человека, реалиями земной жизни, неумолимыми законами исторического процесса. Это противоречие было осмыслено как проблема личности и народности.
Новые умонастроения породили глубокие изменения в русской литературе:
· В центре внимания оказался внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой.
· Повышенный интерес к душевным переживаниям человека привёл к появлению феномена лирического героя, который коренным образом изменил поэтику классицизма, нарушил устойчивые жанры, смешал стили, деформировал границы между стихами и прозой, литературой и реальностью.
У литературы появились новые задачи.
1. Проблема личности и народности, слияние личности и народа мыслились, в основном, как культурная, а не социальная задача.
2. Перед литературой встала необходимость выработки поэтических форм, «которые были бы традиционными и национальными, с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство с другой».Эта задача сводилась, главным образом, к проблеме нового литературного языка, вокруг которого разгорелись споры.