План семинарских и практических занятий по теме 7.
1. Генезис германской экономической мысли. Историческая школа.
2. Суть неолиберализма и его отличие от традиционного либерализма.
3. Характеристика германского неолиберализма. В. Ойкен – родоначальник ордолиберализма.
4. Монетаризм.
5. Ф. Хайек и неоавстрийская традиция.
6. Экономическая теория предложения.
7. Теория рациональных ожиданий.
8. Ф. Кюдланд и Э. Прескотт – лауреаты премии А. Нобеля 2004 г.
9. Э. Фелпс – лауреат премии А. Нобеля 2006 г.
Практические задания:
Задание первое
1. Неолиберализм в отличие от кейнсианства предполагает:
а) государственные меры по инвестированию убыточных и низко рентабельных отраслей экономики;
б) либерализацию экономики;
в) рост объемов правительственных заказов, закупок и
займов;
г) свободное ценообразование;
д) приоритет частной собственности;
е) верно б), г), д).
2. К методологическим особенностям исторической шкалы не относится:
а) учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды;
б) равновесный подход;
в) выявление взаимосвязи экономических и неэкономических факторов;
г) определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.
3. Значение религиозных норм, этики поведения для формирования товарно-капиталистических отношений показал в рамках исторической шкалы:
а) Л. Брентано;
б) М. Вебер;
в) В. Ойкен;
г) Г. Шмоллер.
4. Фрайбургская школа неолиберализма в концепции «социального рыночного хозяйства» придерживается принципов:
а) конкуренция везде, где возможно; регулирование там,
где необходимо;
б) автоматическое функционирование «свободного рыночного хозяйства»;
в) синтез свободного и «социального общественного строя»;
г) концентрация власти и коллективизм;
д) социальное выравнивание посредством справедливого распределения;
е) верно а), в), д).
5. Кто является родоначальником ордолиберализма?
а) Л. Эрхард;
б) Г. Шмоллер;
г) В. Ойкен;
д) М. Вебер;
е) Г. Госсен.
6. Ордолибералы объяснили проблемы капитализма:
а) недостаточным эффективным спросом;
б) подрывом совершенной конкуренции;
в) избыточной денежной массой в экономике.
7. В теории денег Ф. Хайека утверждается, что:
а) деньги никак не влияют на экономику, т.к. эти последствия уже ожидаются хозяйствующими субъектами;
б) необходимо отменить государственную монополию на выпуск денег, т.к. она благодаря чрезмерному росту денежной массы, искажает относительные цены и тем самым нарушает эффективность свободного рынка;
в) деньги влияют на экономику за счет изменения ставки процента, которое влечет изменение инвестиций и ВНП;
г) денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста реального ВНП.
8. Кто из перечисленных экономистов является представителем неоавстрийской школы?
а) К. Менгер;
б) Ф. Визер;
в) Е. Бем-Баверк;
г) Ф. Хайек;
д) А. Лаффер.
9. Назовите исходные принципы экономического учения Ф. Хайека:
а) монопольный рыночный порядок;
б) чистота рынка;
в) неприемлемость перераспределительной бюджетной политики;
г) неприемлемость профсоюзов;
д) полное уничтожение государственного регулирования
экономики;
е) все ответы верны.
10. Историческая школа является выражением:
а) позитивной экономической науки;
б) нормативной экономической науки;
в) неоклассического синтеза.
11. Историческая школа является выражением:
а) позитивной экономической науки;
б) нормативной экономической науки;
в) «неоклассического синтеза».
12. По Ойкену, не относится к идеальному:
а) центрально-управляемое хозяйство;
б) свободное рыночное хозяйство;
в) смешанное хозяйство;
г) нет правильного ответа.
13. Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые использовал:
а) Дж. М. Кейнс;
б) А. Мюллер-Армак;
в) Л. Эрхард;
г) В. Ойкен;
д) В. Рошер.
14. Определяющими факторами фридменовской формулы дополнительного ежегодного предложения денег являются среднегодовые темпы:
а) ожидания инфляции;
б) прироста ВНП;
в) прироста национального дохода;
г) прироста безработицы.
Задание второе: