План семинарских и практических занятий по теме 7.

 

1. Генезис германской экономической мысли. Историческая школа.

2. Суть неолиберализма и его отличие от традиционного либерализма.

3. Характеристика германского неолиберализма. В. Ойкен – родоначальник ордолиберализма.

4. Монетаризм.

5. Ф. Хайек и неоавстрийская традиция.

6. Экономическая теория предложения.

7. Теория рациональных ожиданий.

8. Ф. Кюдланд и Э. Прескотт – лауреаты премии А. Нобеля 2004 г.

9. Э. Фелпс – лауреат премии А. Нобеля 2006 г.

Практические задания:

Задание первое

1. Неолиберализм в отличие от кейнсианства предполагает:

а) государственные меры по инвестированию убыточных и низко рентабельных отраслей экономики;

б) либерализацию экономики;

в) рост объемов правительственных заказов, закупок и

займов;

г) свободное ценообразование;

д) приоритет частной собственности;

е) верно б), г), д).

2. К методологическим особенностям исторической шкалы не относится:

а) учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды;

б) равновесный подход;

в) выявление взаимосвязи экономических и неэкономических факторов;

г) определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.

3. Значение религиозных норм, этики поведения для формирования товарно-капиталистических отношений показал в рамках исторической шкалы:

а) Л. Брентано;

б) М. Вебер;

в) В. Ойкен;

г) Г. Шмоллер.

4. Фрайбургская школа неолиберализма в концепции «социального рыночного хозяйства» придерживается принципов:

а) конкуренция везде, где возможно; регулирование там,

где необходимо;

б) автоматическое функционирование «свободного рыночного хозяйства»;

в) синтез свободного и «социального общественного строя»;

г) концентрация власти и коллективизм;

д) социальное выравнивание посредством справедливого распределения;

е) верно а), в), д).

5. Кто является родоначальником ордолиберализма?

а) Л. Эрхард;

б) Г. Шмоллер;

г) В. Ойкен;

д) М. Вебер;

е) Г. Госсен.

6. Ордолибералы объяснили проблемы капитализма:

а) недостаточным эффективным спросом;

б) подрывом совершенной конкуренции;

в) избыточной денежной массой в экономике.

7. В теории денег Ф. Хайека утверждается, что:

а) деньги никак не влияют на экономику, т.к. эти последствия уже ожидаются хозяйствующими субъектами;

б) необходимо отменить государственную монополию на выпуск денег, т.к. она благодаря чрезмерному росту денежной массы, искажает относительные цены и тем самым нарушает эффективность свободного рынка;

в) деньги влияют на экономику за счет изменения ставки процента, которое влечет изменение инвестиций и ВНП;

г) денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста реального ВНП.

8. Кто из перечисленных экономистов является представителем неоавстрийской школы?

а) К. Менгер;

б) Ф. Визер;

в) Е. Бем-Баверк;

г) Ф. Хайек;

д) А. Лаффер.

9. Назовите исходные принципы экономического учения Ф. Хайека:

а) монопольный рыночный порядок;

б) чистота рынка;

в) неприемлемость перераспределительной бюджетной политики;

г) неприемлемость профсоюзов;

д) полное уничтожение государственного регулирования

экономики;

е) все ответы верны.

10. Историческая школа является выражением:

а) позитивной экономической науки;

б) нормативной экономической науки;

в) неоклассического синтеза.

 

11. Историческая школа является выражением:

а) позитивной экономической науки;

б) нормативной экономической науки;

в) «неоклассического синтеза».

12. По Ойкену, не относится к идеальному:

а) центрально-управляемое хозяйство;

б) свободное рыночное хозяйство;

в) смешанное хозяйство;

г) нет правильного ответа.

13. Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые использовал:

а) Дж. М. Кейнс;

б) А. Мюллер-Армак;

в) Л. Эрхард;

г) В. Ойкен;

д) В. Рошер.

14. Определяющими факторами фридменовской формулы дополнительного ежегодного предложения денег являются среднегодовые темпы:

а) ожидания инфляции;

б) прироста ВНП;

в) прироста национального дохода;

г) прироста безработицы.

 

Задание второе: