Русской Правде.
Установление прав и норм хозяйственных отношений в
Экономические идеи в средние века в России.
Экономические воззрения канонистов.
Завершителем взглядов канонистов был итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1275 гг.).Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия. В ней он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства.
Идею «справедливой цены» каноническая теория унаследовала от античности. Цена, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой. С одной стороны, Аквинский считал «справедливой ценой» правильные цены, соответствующие трудовым
затратам, а с другой, доказывал правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование.
С теорией «справедливой цены» связаны рассуждения Аквинского о прибыли и проценте. Прибыль, получаемая купцами, не противоречит, по его мнению, христианской добродетели, и ее следует рассматривать как плату за труд.
Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества. Процент Аквинский трактует как вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника бескорыстных подарков, а также в случае использования должником ссуженных денег с целью извлечения прибыли.
Большое значение для изучения экономической мысли Киевской Руси имеет Русская Правда– первый свод русских законов. Сохранилось несколько вариантов Русской Правды: «краткой» и «пространной» – первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. Законы складывались при Ярославе (978-1054 гг.) и его приемниках, при Владимире Мономахе (1053-1123 гг.). Русская Правда устанавливает нормы права в соответствии с канонами христианства. Большинство статей Пространной Правды посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений: праву собственности, принципам наследования, наказания за нарушение пахотной межи, практике возмещения денежных и натуральных долгов.
Русская Правда упорядочивает систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп.
Из Русской Правды мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполняющих роль денег; о
торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В ней есть такса на постройку и починку мостов; изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежных ссуд, представленных в заем.
Русская Правда позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления: «княжные люди» (дружина князя); «люди» (свободные, обязанные платить дань князю); «колоны», за которых отвечает их господин.
2.3.2. «Правительница» Ермолая-Еразма.
Конец XV – начало XVI вв. – этап завершения процесса ликвидации раздробленности страны и образования Русского централизованного государства. Наряду с наследственной собственностью бояр начало расширяться поместье, дворянское землевладение как вознаграждение за службу.
Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай– священник Московской дворцовой церкви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразм.
Значительным является его произведение под названием «Благохотящим царем правительница и землемерие», или, короче, «Правительница».В поместном землевладении служилых людей Еразм видел экономическую основу Русского централизованного государства. Предложенная им реформа в области землевладения – выдача земли крестьянам и служилым людям – отражала прежде всего интересы новой, прогрессивной для того времени части общества, служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства.