Пример.

Определение. Автоматизированная информационная система – это искусственно созданная человеком взаимосвязанная совокупность средств (в том числе и компьютерных), методов и персонала, используемых для получения, хранения, обработки, манипулирования и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

В целом же правило выбора средств, адекватных цели, со­стоит в следующем: целесообразно и нравственно то средство, которое необходимо и достаточно для достижения нравственно-положительной высшей цели и не изменяет их нравственного характера.

Синтез, секреция и катаболизм пептидных гормонов, производных аминокислот и кортикостероидов. Регуляция синтеза и секреции гормонов по механизму обратной связи. Каскадное взаимодействие гормонов.

Roman. Прямой шрифт с засечками. Среди шрифтовTrueType к шрифтам этого тина наиболее близки шрифтыTimes Roman и Times New Roman.

Sans-serif. Символы этого шрифта не имеют засечек (рубленный шрифт). Среди шрифтов TrueType к шрифтам типаSans-serif наиболее близокAriaL

Кроме применения различных типов шрифтов часто имеется возможность вывода текста курсивом или полужирными символами.

Важным параметром принтера является таблица кодировки в пределах которой принтер может работать. Стандартной кодовой таблицей, которую способны полностью воспроизвести почти все принтеры, является таблица ASCII. Однако, эта таблица содержит только символы латинского шрифта, цифры, символы псевдографики, некоторые специальные символы (например, обозначение градуса и тождества), а также символы, специфические для некоторых европейских языков (например, испанского).

Поскольку все IBM-совместимые компьютеры имеют встроенную таблицу символов ASCII, для работы с языками, имеющими множество специфических символов (русский, японский и др.), требуются специальные драйверы. Такие драйверы существуют как для монитора и клавиатуры, так и для принтеров. Некоторые принтеры имеют встроенную поддержку нескольких языков (обычно партия принтеров, предназначенная для продажи в определенной стране, адаптируется к ее языковым особенностям). Принтеры, не имеющие встроенной таблицы символов для нужного языка, нуждаются в специальных драйверах. Иногда необходимые для поддержки нескольких языков компоненты вводятся в состав операционных систем. Например, система Windows имеет функцию многоязыковой поддержки.

Для печати без драйверов принтер должен иметь встроенную кодовую таблицу соответствующего языка.

В графический режим печати принтер переводится с помощью специальных команд, вырабатываемых драйвером принтера. В этом режиме, как было сказано выше, все выводимые на печать данные представляются в виде графического изображения. Символы текста также передаются как совокупность точек, образующих некоторое изображение на бумаге. Печать в графическом режиме возможна только под управлением специальных программ. В настоящее время большинство программных пакетов используют для вывода на печать каких-либо данных именно графический режим принтера.

 

В поддержании физиологического уровня гормо­нов в крови участвует целый ряд механизмов гомеостаза, обеспечивающих точный обмен сигналами между гормон-секретирующей железой и тканью-мишенью, причем нередко это осуществляется при посредничестве одной или нескольких других эндо­кринных желез. Наиболее часто встречается меха­низм регуляции, основанный наотрицательной обратной связи. В особенности это свойственно си­стеме гипоталамус — гипофиз — железа-мишень.

Секреция всех гормонов передней доли гипофиза (соматотропина, тиротропина, кортикотропина, фоллитропина, лютропина, пролактина) находится под контролем веществ пептидной природы, образующихся в гипоталамусе и способных усиливать или уменьшать образование тропных гормонов гипофиза.

Гипоталамус — область головного мозга, примыкающая к гипофизу. Именно в гипоталамусе происходит «переключение» нервных импульсов на гуморальные.

К настоящему времени из гипоталамуса выделено несколько рилизинг-гормонов, или, как их еще иначе называют, либеринов: тиреотропин-рилизинг-гормон (тиролиберин, сокращенно ТРГ), гонадотропин-рилизинг-гормон (люлиберин), гормон, стимулирующий выработку кортикотропного гормона, кортикотропин-рилизинг-гормон (кортиколиберин), гормон, вызывающий секрецию пролактина (пролактолиберин), меланоцит-освобождающий гормон и др.

Среди гормонов гипоталамуса, оказывающих тормозящее действие на гипофизарную функцию, выделены (и синтезированы) вещества, названные статинами: соматостатин, пролактостатин, меланоцитостатин и др.

Попортальной системе кровообращения, связывающей сетью своих широко разветвленных капилляров срединное возвышение гипоталамуса с паренхимой аденогипофиза, либерины «спускаются» в переднюю долю гипофиза, вызывая усиленное образование и отделение в кровь тропных гормонов гипофиза.

Под влиянием тропных гормонов гипофиза возрастает секреторная активность периферических эндокринных органов. Изменение концентрации метаболитов в клетках – мишенях по механизму отрицательной обратной связи может подавлять подавляет синтез гормонов, действуя на гипоталамус; синтез и секреция тропных гормонов подавляются гормонами периферических желез.

В других случаях отрицательная обратная связь осуществляется с помощью отдельных метаболитов или субстратов, концентрация которых в плазме крови меняется при воздействии гормона на ткань-мишень. Например, увеличение концентрации глюкозы в крови (гипергликемия) вызывает измеряемое высвобождение инсулина, который усиливает потребление и утилизацию глюкозы в ряде тканей; в результате уровень глюкозы в крови возвращается к норме, что в свою очередь снижает секрецию инсу­лина.

 

Во-первых, этика не сводит многогранную проблему со­отношения цели и средств только к необходимости эффективно ре­шить задачу, напротив, самое пристальное внимание она уделяет нравственной стороне деятельности. Принципиально важным мо­ментом считается то, что профессионал свободен в выборе средств для достижения стоящей цели, но, как личность, ответственен за преобразование сложившихся обстоятельств во имя достижения прогрессивных целей.

Во-вторых, оперативно-розыскная этика не допускает альтернативного решения мировоззренческого и праксеологического аспектов морального выбора. В этом смысле эффектив­ный выбор средств в оперативно-розыскной деятельности возможен исключительно на базе этической праксеологии, учения, состав­ляющего ядро профессиональной этики оперативного работника и базирующегося на совмещении представлений о хорошей, успешной работе, с одной стороны, а с другой - о нравственно допустимом по­ведении. Основываясь на главных положениях этической праксеологии, оперативный работник получает возможность действовать не в ущерб нравственному характеру цели, а исключительно с целью ее реализации. При этом, что очень важно, этический контроль, таким образом, распространяется не только на цель оперативно-розыскной деятельности, но и на ее средства, которые должны составлять с нею одно целое.

В-третьих, в связи со спецификой оперативно-розыскной деятельности должны быть исключены нарушения диа­лектического единства цели и средств. Специфика оперативно-розыскной деятельности определяет необходимость соединения так­тической гибкости и жесткой принципиальности в выборе эффек­тивных средств, что иногда может привести к формированию оши­бочных представлений, и, как показывает практика, является факто­ром, способствующим профессиональной деформации оперативного работника.

Таким образом, с этической точки зрения, осуществление опера­тивно-розыскной деятельности в основе следует рассматривать как моральный компромисс, на который общество вынуждено идти для достижения благородных целей, но который, тем не менее, предпола­гает, что в любом случае средство должно быть адекватно цели.

Верно отмечено, что компромисс в оперативно-розыскной дея­тельности - наиболее тонкий и сложный акт морального выбора, где весьма велик риск уничтожения нравственного характера цели в процессе ее достижения. Особенно контрастно этот риск проявляет­ся, если проанализировать доминирующие мотивы, применительно к мотивационной сфере, по которым граждане конфиденциально со­действуют органам, осуществляющим оперативно-розыскную дея­тельность. Совершенно очевидно, что большинство этих лиц соци­ально неблагополучны, имеют какие-либо отклонения от норм пове­дения, часто преступное прошлое, и в первом случае тесно связаны с преступниками, их окружением и т.п. Исходя из этого, оперативным работникам нередко приходится находить компромисс между доми­нирующими в их сознании приоритетами нетерпимости в борьбе с преступностью и использованием помощи, исходящей от лиц, вхо­дящих в состав криминогенной среды.

В этом смысле заслуживает внимания вопрос об отно­шении профессионала как к самой идее использования конфиденци­ального содействия граждан в борьбе с преступностью, так и к кон­кретному конфиденту, организация работы с которым входит в его служебные обязанности.

Не менее остро в рассматриваемой сфере обозначена проблема моральной целесообразности, которая самым тесным образом свя­зана с процессами трансформации общественной морали примени­тельно к сфере использования оперативными аппаратами конфи­денциального содействия граждан. Принимая во внимание, что само по себе использование конфиденциального содействия граждан мо­жет рассматриваться в качестве совокупности (системы) нравствен­ных компромиссов, решение проблемы моральной целесообразности во многом определяется степенью разработки института моральной крайней необходимости.

Рассуждая о критериях нижнего предела нравственной допус­тимости в оперативно-розыскной деятельности, нужно учитывать, что с практической точки зрения, их поиску при разработке реше­ний стоящих перед оперативными аппаратами задач нередко сопут­ствует проявление крайней формы профессиональной трансформа­ции моральных требований - их деформация, - образование корпо­ративной морали, строго замкнутой на собственных интересах про­фессиональной группы оперативных работников. Взятые в «чистом» виде, корпоративные интересы профессиональной группы обычно не соответствуют, а часто и противоречат сопредельным интересам об­щества в целом, какой-либо группы людей или отдельно взятого че­ловека. Как показывает опыт, образование корпоративной морали может происходить по причине действия в основном двух факторов.

Первый. Вопросы использования правоохранительными орга­нами конфиденциального содействия граждан регламентируются не только законодательными, но и весьма подробно также ведомствен­ными нормативными актами. Этот момент является положитель­ным. Однако жесткая нормативная регламентация несет в себе угро­зу подмены при определенных обстоятельствах морального способа видения проблемы юридическим.

Часто нормы права не содержат альтернативы, рассчитанной на применение в различных ситуациях. В этих случаях, действуя стро­го в рамках нормативных предписаний, оперативный работник по­ступает так, как он должен поступать, именно потому, что действо­вать как-либо иначе не предусмотрено нормативным актом. Между тем, можно привести много примеров, когда способу действий, пре­дусмотренному нормативным актом, имеются альтернативы, лежа­щие в плоскости законопослушного поведения, в большей степени соответствующие духу времени и моральному оправданию способов достижения цели. К сказанному можно добавить: иногда профес­сиональное сознание оперативного работника сформировано так, что содержит только один вариант решения задачи, прямо преду­смотренный нормативным актом, несмотря на то что сам этот нор­мативный акт не исключает иных, в том числе правом прямо не предусмотренных вариантов решения задачи. Вариант же решения, предусмотренный нормативным актом, предпочтителен и использу­ется только потому, что исключает претензии и какие-либо послед­ствия с точки зрения оценки правомерности и обоснованности дей­ствий профессионала.

В других случаях нравственная профессиональная деформация может быть порождена субъективной оценкой существующей ситуа­ции (характерная ситуация - защита «чести мундира») и, соответст­венно, выбором таких действий, которые формально хотя и отвечают нормам права, но не являются наиболее нравственными из допус­каемых правом в данной ситуации.

Второй. Неподконтрольность целой группы профессиональных решений и действий в рамках использования конфиденциального содействия граждан в совокупности с преобладанием инструмен­тального подхода, ориентированного на конкретный результат деятельности, также может привести к проявлению корпоративных мо­ральных представлений.

Комментируя данное положение, следует отметить, что в активе профессии оперативного работника имеется целый арсенал приемов, основанных на проведении различных оперативно-розыскных меро­приятий. В ситуации правового вакуума вопрос о целесообразности их применения в значительной степени выносится на усмотрение оперативного работника, принимающего решение не только с уче­том накопленного опыта борьбы с преступностью, но и жизненного опыта, в том числе имеющихся идейно-нравственных воззрений. Конечно же, самым эффективным является тот прием или способ решения задачи, который позволяет достичь стоящей цели с наи­меньшими затратами времени и средств. Однако аналогично тому, как на практике прямая линия между двумя точками не всегда явля­ется кратчайшим путем между ними, так и применение самого эф­фективного приема, т.е. «самого острого инструмента», бывает, хотя и эффективным, но нравственно недопустимым. По опыту известно, что очень легко оказаться под влиянием «чисто профессионального» подхода к решению задачи. Однако не стоит забывать, что именно тогда образуется корпоративная мораль, когда в выборе способа, приема решения задачи рациональность начинает преобладать над нравственностью, когда интересы профессии берут верх над теми интересами общества и государства, ради которых предусмотрено проведение оперативно-розыскной деятельности.

Нейтрализация названных факторов в наибольшей степени за­висит от интенсивности и содержания воспитательного воздействия на сотрудников оперативных аппаратов, нацеленного не только на формирование мировоззренческих позиций, но также на разработку определенных правил поведения при решении служебных задач, имеющих ярковыраженную нравственную окраску. Справедливо отмечено, что из-за повторяемости и сходства служебных ситуаций стереотипы поведения становятся самодовлеющими, нравы заменя­ют собой сознательный моральный выбор, стирают основы индиви­дуальной ответственности сотрудников, парализуется их нравственная самостоятельность.

Применительно к сфере использования оперативными аппара­тами конфиденциального содействия граждан весома специфиче­скую окраску приобретают проблемы морального конфликта и мо­рального выбора, имеющие истоки в отношениях, складывающихся между оперативным работником и конфидентом. Проблемы эти имеют не только нравственный, но в значительной степени и идео­логический характер, поскольку, во-первых, отражают состояние мотивации конфиденциального содействия граждан (т.е. увеличение или сокращение в общей массе доли тех или иных мотивов, руково­дствуясь которыми граждане устанавливают отношения конфиден­циального содействия с субъектами оперативно-розыскной деятель­ности); во-вторых, характеризуют нравственное состояние профес­сионала, что указывает на его способность решать задачи, связанные с привлечением граждан к участию в проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Произошедшие в стране социально-экономические изменения не могли не сказаться на нравственном состоянии общества. Здесь так же, как и в других сферах общественной жизни, произошли сущест­венные изменения, как правило, основанные на развитии процессов переоценки ценностей. Анализ оперативно-розыскной практики свидетельствует, что в период последних десяти лет существенно со­кратилась доля конфидентов, содействующих органам внутренних дел по так называемым патриотическим мотивам. Такое положение отражает ситуацию ослабления позиций общественной морали и го­сударственности, что прямо сказалось как на авторитете субъектов оперативно-розыскной деятельности в целом, так и на их способно­сти побуждать граждан к участию в проведении оперативно-розыскных мероприятий, способствуя преодолению ими проблемы морального выбора в позитивном направлении.

Проблема морального выбора весьма актуальна прежде всего в части нравственного содержания переживаний граждан, привлечен­ных к участию в проведении оперативно-розыскных мероприятий. Состояние амбивалентности конфидента, высокая вероятность его морального выбора в отрицательном направлении делают необхо­димым постоянно оказывать на него влияние в целях формирования у него нравственного сознания, удовлетворяющего потребностям решения задач, стоящих перед субъектами оперативно-розыскной деятельности.

Характеристика нравственных основ оперативно-розыскной деятельности была бы неполной, если не сказать о том, что соответ­ствующая специфика накладывает особый нравственно-психологический отпечаток нахарактер общения сотрудников оперативных аппаратов между собой.

Нужно отметить, что в общем и целом деловое общение сотруд­ников оперативных аппаратов между собой протекает по общепри­нятым в правоохранительных органах канонам. Вместе с тем имеет­ся ряд специфических особенностей, определяемых прежде всего не­обходимостью обеспечения высокого уровня конспирации в ходе подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В этой связи в ходе оперативно-розыскной деятельности соблюдается ряд правил (обычаев), которые применительно к деятельности не­оперативных служб могут вызвать недоумение и даже конфликты. Правила, о которых идет речь, в концентрированном выражении можно охарактеризовать следующим образом.

Первое. Не следует проявлять интерес к действиям, выполняе­мым коллегами, составляемым ими документам, к фактам, ими ис­следуемым, а также к лицам, с которыми они контактируют.

Второе. Без необходимости не стоит делиться с коллегами своими соображениями относительно места, времени и целей прове­дения оперативно-розыскного мероприятия, его исполнителях и т.п. Все эти сведения должны быть закрыты для коллег даже при усло­вии добрых личных отношений с ними. В противном случае осве­домленность при определенных ситуациях может поставить коллег в неловкое положение (например, при обнаружении утечки информа­ции о подготавливаемых оперативно-розыскных мероприятиях).

Третье. Каждый из сотрудников, привлекаемых к проведению оперативно-розыскных мероприятий, осведомлен о них (объектах, целях, участниках, месте, времени и т.п.) только в той части, которая потребна для успешного выполнения своих функций (действий) в ходе проведения соответствующего оперативно-розыскного меро­приятия.

Приведенные правила не являются следствием обстановки то­тального недоверия оперативных работников друг к другу. В мо­рально здоровом коллективе следование им является совершенно ес­тественным. Это всего лишь «правила игры», которые «разгружают» моральную напряженность в коллективе, исключают возникновение обстановки подозрительности. Следование им, помимо всего проче­го, позволяет еще и эффективно решать задачи борьбы с преступно­стью (праксеологический аспект деятельности).

Таковы наиболее общие положения, характеризующие нравст­венные основы оперативно-розыскной деятельности.

 

Автоматизированная информационная система в общем случае осуществляет следующие функции (рис.2):

- сбор, первичную обработку и оценку достоверности информации;

- преобразование информации, то есть возможное преобразование информации (перекодирование, перезапись) когда способ представления информации или ее носитель не совместимы с блоком ее использования;

- передачу информации в пункт хранения;

- хранение информации;

- возможную вторичную обработку, когда полученную информацию нельзя использовать непосредственно, то есть когда она в том виде, в каком есть, не может вызвать требуемого управляющего воздействия;

- передачу информации и выдачу информации пользователю (представление информации);

- компьютерную поддержку принятия решений;

- использование информации лицом, принимающим решение для управления.

 

 

Классификация информационных систем

Рассмотрим классификацию информационных систем по нескольким признакам.

По своему функциональному назначению информационные системы делятся на 3 основных типа:

1. фактографические;

2. документальные;

3. интеллектуальные.

Фактографические информационные системы содержат формализованные данные об объектах фиксированной длины. Записи в этой информационной системе имеют фиксированный формат. Каждая запись в такой информационной системе имеет ключ (ключевое слово), которое однозначно идентифицирует каждую запись в файловой информационной системе. Центральное функциональное звено фактографических информационных систем – системы управления базами данных (СУБД). Они используются не только для реализации справочных функций, но и для решения задач обработки данных (ввод, хранение, сортировка, отбор, группировка записей и другие).

Документальные информационные системы содержат неформализованные тексты документов. Они служат для работы с документами на естественном языке – монографиями, публикациями в периодике, сообщениями пресс-агенств, текстами законодательных актов. Они обеспечивают их смысловой анализ при неполном, приближенном представлении смысла. Основной задачей этих информационных систем является хранение и поиск документов по их содержанию.

Интеллектуальные информационные системы содержат формализованные сведения из различных областей знания. Понятие базы знаний возникло в связи с появлением систем искусственного интеллекта. Базы знаний содержат факты и правила. Факты представляют собой изменяющуюся информацию, например, факты, характеризующие состояние объекта. Правила являются долговременной информацией о том, как порождать новые факты. Характерными примерами применения баз знаний являются обучающие системы, системы машинного перевода, экспертные системы в разных отраслях (в том числе экспертные системы экономического анализа деятельности предприятия, инвестиционного проектирования, систем управления бизнес процессами).

По отношению к использованию технических средств (ЭВМ) информационные системы делятся на локальные и распределенные.

Локальные информационные системы размещаются в памяти одной ЭВМ, распределенные – на нескольких, независимо от того, находятся ли они рядом или удалены друг от друга территориально.

Концепция распределенных информационных систем возникла в 70-годах в связи с решением следующих проблем:

1. при создании информационных систем больших объемов приходится считаться с ограничениями со стороны ЭВМ относительно объемов внешней памяти и скорости обработки данных;

2. для описания некоторой предметной области необходимы данные; как правило, даже для описания одной предметной области данные территориально распределены, что создает большие трудности по сбору информации и централизованному сопровождению информационных систем;

3. часть информации, содержащаяся в информационной системе, не всегда активно используется всеми пользователями информационные системы, в результате чего возникает вопрос об эффективности использования информационные системы.

В ходе решения этих проблем возникли локальные информационные системы, то есть информационные системы на ЭВМ пользователей. Тем самым информационные системы приближались к месту возникновения данных, либо к месту их наибольшего использования и одновременно с этим облегчалось сопровождение информационные системы.

Однако решение вышеуказанных проблем породило другую проблему – обеспечение доступа к информации для всех ее пользователей и возможность ее получения для решения пользователями своих локальных задач. Локальные ЭВМ пользователей стали объединяться в сети ЭВМ.

Совокупность локальных информационных систем, функционирующих на ЭВМ, входящих в сеть ЭВМ, представляет собой распределенную информационную систему.

При этом предполагается, что каждая локальная информационная система имеет свою локальную систему управления. Распределенная информационная система функционирует под управлением распределенной системы управления, которая оснащается специальными каталогами, включающими сведения о структуре сети, о локальных системах управления и локальных информационных систем, а также специальным программным обеспечением.

По отношению к моделям данных, которые поддерживает систему управления на логическом уровне, информационные системы делятся на сетевые, иерархические и реляционные.

В сетевой модели данные представлены в виде произвольного графа. Для этой модели характерны все операции на множестве графов.

В иерархическоймодели данные представлены в виде набора древовидных структур, а среди операций работы с иерархическими структурами есть операции перемещения по иерархическим путям вниз и вверх по деревьям.

В реляционной модели данные представлены в виде таблиц (отношений).

В последнее время к трем традиционным моделям данных добавилась объектно-ориентированнаямодель.

Вычислить интеграл по контуру с:

1. , если с окружность,

 
 

рис. 2

2. , если с окружность,

 

 
 

рис. 3

Подынтегральная функция f(z) аналитична в области, ограниченной контурами с, , . Поэтому по теореме Коши для многосвязной области получаем: