Постановка проблемы ценностей в истории философии

ЦЕННОСТЬ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ (АКСИОЛОГИЯ)

В первом десятилетии ХХ века в философии выделяется самостоятельная теоретическая дисциплина – аксиология (axios – ценность, logos – слово, понятие). Аксиология определялась как «учение о ценностях» - «философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков». Очень скоро такое определение аксиологии устарело, а ценности приобрели самое широкое толкование в теориях различных философских школ.

В широком смысле слова ценность рассматривается как категория философии, понятие, без которого вообще немыслима социокультурная картина общества. В этом плане ценность играет роль культурных универсалий и обозначает явления, наиболее характерные для данного этапа общественного развития. Здесь под ценностью могут пониматься и явления со знаком минус.

В рамках определенных, конкретных философских дисциплин ценности рассматривались либо как нормы действий и поступков, либо как идеалы, либо как мотивация поступка, либо как содержание оценки определенного объекта, явления, процесса.

Понятие ценности появляется у Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Однако в содержательном плане вопросы ценности – как объекта разнообразных человеческих желаний и устремлений - рассматривались в самые различные исторические периоды. Уже в античности «ценность» рассматривалась в соотнесении с категорией «благо». Именно так ставятся вопросы в философии Платона и Аристотеля. В период европейского средневековья ценность замыкается рамками теологии и религиозного сознания. В философии Нового времени особое внимание уделяется субъективной природе ценности и определенного места ценности в системе способностей и качеств личности.

Развернутое учение о ценности в середине XIX века дает Р.Г. Лотце. Его ученик В. Виндельбанд пытается обосновать общезначимость как теоретического познания, так и нравственного действия, рассматривая философию как «учение общезначимых ценностей». Виндельбанд переводит проблему ценности на язык философии культуры. В качестве ценности у него выступают истина, добро и красота, а наука, правопорядок, искусство и особенно религия рассматриваются как ценности – блага культуры, без которых человечество не может существовать.

Особую популярность в первые десятилетия ХХ века получила ценностная теория Г. Риккерта. Она имеет ряд принципиальных установок. Главное определение ценности состоит в том, что она есть нечто полностью безотносительное, и в этом смысле трансцендентное как по отношению к любому бытию, так и по отношению к познающему субъекту.

Риккерт, так же как и Виндельбанд, пытается проанализировать соотношение нормы и ценности. Ценность становится нормой только в том случае, если с ней сообразуется некоторый субъект. Вместе с нормой появляется и понятие должествования, которое принадлежит не трансцендентному, а имманентному миру, будучи связано с волей субъекта.

Внимание к проблеме ценности характеризует философию XX века, в которой, в частности, выделяется:

Натуралистический психологизм (Мейнонг, Дьюи, Люис). Его представители пытались доказать общезначимость и объективность ценности. Источники ценности – биологические потребности человека, а сами ценности фиксируются как специфические факты наблюдаемой реальности.

Персоналистический онтологизм (Шеллер). Вслед за Кантом разделяет «блага» - ценные вещи – и ценности, воплощенные в этих благах, строит «материальную этику ценностей». Познание ценностей или их созерцание, основано на чувстве, в конечном счете, на любви и ненависти. Шеллер устанавливает «ранг ценности»: ценности тем выше, чем они долговечнее, чем менее причастны «экстенсивности», то есть «делимости» и наконец, чем глубже удовлетворение, которое они дают. Наименее долговечными являются ценности «приятного», связанные с удовлетворением чувственных склонностей человека, с «материальными благами», которые в наибольшей мере «делимы» и дают самое мимолетное удовлетворение. Намного выше рангом ценности прекрасного или познавательные ценности, они неделимы, и поэтому все, созерцающие красоту или познающие истину, получают объединяющую радость. Высшей является ценность святого или божественного. Таким образом, в его концепции все ценности имеют в качестве своей основы ценности божественной личности – «бесконечного личного духа».

Культурно-исторический релятивизм (Дильтей, Тойнби, Шпенглер, П.Сорокин). Главное – идея аксиологического плюрализма, то есть множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода

Социологическая аксиология (М. Вебер). Ценности рассматриваются с двух точек зрения: как методологический принцип, позволяющий выделить культуру как систему (отнесение к ценности) и как форму социальных отношений.

Аксиология в рамках структурно-функционального анализа (Парсонс). Понятие «ценность» имеет обобщенно методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов: социальная система любого масштаба предлагает существование определенных, разделяемых всеми, общих ценностей.

Таким образом, определение ценностей весьма разнообразно. Ценности – это:

- общезначимые принципы, определяющие направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков;

- высшие стимулы поведения;

- объект разнообразных человеческих желаний;

- человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности;

- предельные ориентации знаний, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей;

- типично социальный феномен, обозначающий предметы, вещи, свойства и отношения действительности, идеи, нормы, цели и идеалы, явления природы и общественные явления, которые служат осуществлению социального прогресса;

- предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов.

Столь различные определения ценности вполне объяснимы: ценность – понятие «многослойное», она требует анализа общества в целом, социальной общности, мира личности. Попробуем конкретизировать определение, отвечая на поставленные вопросы.

Можно ли считать предмет, вещь ценностью? Вероятно, нет. Предметы и вещи могут обладать ценностной характеристикой или ценностными свойствами.

Каким образом выявляются ценностные свойства? Через субъектные отношения, т.е. только тогда, когда тот или иной предмет, вещь включается в сферу человеческой деятельности.

Можно ли считать ценностью то, что удовлетворяет потребности человека? Да, но какие потребности? Ценностным следует считать только то, что удовлетворяет истинно-человеческие потребности, другими словами, потребности, выделяющие человека из мира природы.

Все ли социальные потребности человека составляют основу ценностей? Вероятно, нет. Ценности должны удовлетворять следующим требованиям:

а) включать в себя элемент долженствования, императивности, т.е. приближаться к идеалу;

б) выходить за рамки единичности, стремиться к всеобщности;

в) иметь смысл, значение, утверждающее приоритет личности.

Таким образом, ценность – раскрывается только в субъектно-объектных отношениях, являясь единством абсолютного и относительного, сущего и должного. Смысл, значение ценности, являясь мотивацией человеческого действия и поступка, утверждает целостность и гармонию личности, способствует раскрытию истинно человеческих свойств и качеств.

Другими словами, ценность - это то, что удовлетворяет высшие потребности человека, существуя в обществе в виде принципов, идей, норм и идеалов и способствуя его развитию.