Исторический процесс и его направленность

По вопросу о направленности исторического процесса есть несколько концепций. Ряд мыслителей считают, что историческое развитие общества носит поступательный, линейныйхарактер, которое может быть как прогрессивным, так и регрессивным. Под прогрессомпонимается направление развития, для которого характерно поступательное движение об­щества от низших и простых форм общественной орга­низации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого харак­терно обратное движение — от высшего к низшему, дег­радация, возврат к уже отжившим структурам и отноше­ниям. Однако необходимо помнить, что линейный регресс обладает ассиметричной направленностью: историю нельзя повернуть вспять в буквальном смысле. В реальном историческом процессе возвращение, откат к старому, как правило, затрагивает только форму, а не содержание явлений.

Некоторые ученые полагают, что развитие истории идет по кругу (теории исторического круговорота). Согласно их мнению, общество, пройдя весь цикл развития, достиг­нув последней, разрушительной стадии, находит силы и возможности, чтобы все начать сначала. Начинается новый цикл, и так без конца. Такого взгляда на историю придерживался Платон.

И, наконец, современная философия истории признает, что исторический процесс имеет спиралевидный характер. Имеется в виду, что в ходе исторического развития может наблюдаться возврат к старому, но обязательно на новом, более высоком витке общественного развития.

В целом, необходимо отметить, что история – это многовариантный процесс. В нем одновременно проявляются цикличность, линейность и спиралевидность. История часто идет зигзагами и кружными путями, забегая вперед или отставая, отклоняясь от общего вектора развития, и даже порой заходя в тупик. В истории существует целый спектр альтернативных путей и возможностей.

В связи с этим возникает вопрос о соотношении случайного и необходимого в истории. Сегодня многие ученые отвергают необходимость и все сводят к случайности и хаосу. А между тем, еще Гегель, а затем Маркс и Энгельс, показали неразрывное единство случайности и необходимости. Случайность есть проявление необходимости. Все в мире причинно обусловлено (в том числе случайность и необходимость). В обществе действуют свои законы, показывающие направленность общественного развития. И если бы общество представляло собой хаотичное и случайное нагромождение совершенно разных событий и процессов, то оно давно прекратило бы свое существование.

Такие категории как стихийность и сознательность раскрывают характер развития общественных процессов. Стихийность характеризует процессы, которые не подчинены воле и контролю людей. Сознательные же процессы планомерно осуществляются субъектами истории, достигающими определенных целей. Исторический процесс реализуется во взаимодействии стихийности, включающей и спонтанность и сознательность. Их соотношение на разных этапах общественного развития различно.