Смысл и логика истории

Исторический процесс

Мы рассмотрели общество как систему, состоящую из взаимодействующих и взаимосвязанных подсистем. Теперь следует взглянуть на общество как на непрерывный процесс изменения и развития. Вопрос о смысле и предназначении человеческой истории всегда волновал ученых и мыслителей. Однако понятие смысла, чрезвычайно расплывчатое само по себе, в приложении к истории становится чем-то прямо-таки неуловимым. Когда говорят о смысле истории, то чаще всего имеют в виду его телеологическое значение, то есть ту цель, которая стоит перед человечеством и которую оно способно достичь благодаря своей постепенной эволюции. При этом не предполагается, что смысл истории известен человечеству или конкретному обществу.

История имеет смысл, только если у нее есть цель. Если эта цель отсутствует, эволюция человечества лишена смысла. Цель не только истории, но и любой деятельности представляет собой одну из разновидностей ценностей. Можно поэтому сказать, что смысл истории означает ее направленность на какие-то ценности.

К. Ясперс так систематизирует те субъективные внешние ценности, или цели, которые чаще всего выдвигаются людьми в качестве основных ориентиров своей деятельности: цивилизация и гуманизация человека; свобода и сознание свободы; величие человека, творчество духа, привнесение культуры в общественную жизнь; открытие бытия в человеке, постижение бытия в его глубинах. К.Ясперс полагает, что подобные цели могут быть достигнуты в каждую эпоху. Каждое поколение осуществляет их на свой манер.

Таким образом, цель истории – это не финал, к которому история придет со временем, независимо от обстоятельств и даже от стремлений и деятельности людей. Цель истории – это тот выработанный самими людьми идеал, реализации которого они должны настойчиво добиваться, и который может оставаться пустой мечтой, если они не приложат максимальных усилий для его воплощения в жизнь.

Исторический процесс весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов, которые диалектически взаимодействуют между собой. Идея существования особых законов, которым подчиняется историческое развитие, начала складываться только в Новое время. Номологическое, опирающееся на универсальный закон объяснение исторических событий, противопоставлялось характерному для религиозных концепций телеологическому их объяснению. Выдающийся вклад в разработку философии истории внесГегель. Он считал, что в отличие от природной законо­мерности, в истории осуществляется особый вид закономерности. Историческая, общественная закономерность может реализовать­ся только в результате сознательной деятельности людей. Преследуя свои частные ин­тересы, люди, сами того не сознавая, реализуют объективные ис­торические закономерности. Воплощаясь в деятельности милли­онов людей, мировой дух движет историю. Целью же мирового духа является развитие свободы, в том числе свободы граждан в гражданском обществе. Реализуя эти цели, мировой дух сам со­знает себя все более свободным, и поэтому история есть «про­гресс в сознании свободы».

Однако в конце XIX – начале XX вв. ряд мыслителей (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, К. Поппер, К. Ясперс, Р. Арон и др.) выдвинули концепцию, по которой история представляет собой смену единичных и уникальных явлений, в ней нет прямого повторения, и потому нет особых исторических законов. «С нашей точки зрения, - писал К. Поппер, - действительно не может быть никаких исторических законов. Обобщение принадлежит к таким научным процедурам, которые следует строго отличать от анализа отдельного события и его причинного объяснения. Задача истории как раз и заключается в том, чтобы анализировать отдельные события и объяснять их причины. Те, кого интересуют законы, должны обратиться к обобщающим наукам (например, к социологии)» / 14, с. 165/.

В истории действует принцип причинности. Однако законы отличны от причинных связей, и наличие в истории причинности никак не означает существования исторических законов. Нередко за законы истории принимаются действующие в истории социальные тенденции, подобные тенденции технического прогресса или роста народонаселения. Однако тенденции не являются законом. Если закон действует всегда и везде, то тенденции складываются в конкретное время и срок их существования ограничен. Еще Кант впервые показал, что разумность или закономерность истории – в значительной степени вопрос масштаба, приложенного к ней. Если масштаб мал, на первый план выступают случайности. Если масштаб крупен, становятся очевидными нарастающие процессы, и можно даже указать на тенденцию.