Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания показывает общую картину развития, его направленность и формы, в которой оно совершается. Он как бы синтезирует процесс развития, завершает диалектическую концепцию развития. “Диалектика вообще, - писал В. И. Ленин, - состоит в отрицании первого положения, в смене его вторым...”

Этот закон показывает не только характер отрицания в процессе развития, но и указывает на цикличность и спиралевидную форму развития, единство повторяемости и неповторимости, поступательных и регрессивных изменений, на преемственность между старым и новым.

Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем, хотя отдельные его стороны подмечались философами и раньше. Гегель пытался представить весь мир как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. Он положил этот закон, в частности спиралевидную форму и триаду, в основу всей своей философской системы. Гегель рассматривал развитие только как саморазвитие абсолютной идеи. Природа, по Гегелю, лишена саморазвития. Такой подход был следствием господства метафизических взглядов на природу.

К. Маркс, Ф. Энгельс, а затем и В. И. Ленин преодолели идеалистическую интерпретацию и абстрактный схематизм гегелевского понимания закона. Они доказали, что закон отрицания отрицания - объективный закон развития природы, общества и познания. Исходным для понимания закона отрицания отрицания является положение о том, что всякий процесс развития складывается из последовательности циклов. Цикличность составляет внутреннюю основу всякого изменения и развития. Каждый цикл состоит из нескольких стадий: исходный момент развития, превращение предметов и явлений в свою противоположность, т. е. отрицание, превращение новой противоположности в свою противоположность, т. е. отрицание отрицания. Движение как всеобщее свойство материи не имеет ни начала ни конца. Цикл же ограничен историческими или логическими рамками. Закон отрицания отрицания показывает особенности цикличного развития. Поэтому его сущность и механизм действия целесообразно рассмотреть через характеристику каждой стадии цикла развития.

Началом каждого цикла развития является исходное состояние предмета, процесса или положения теории. Ее можно определить как такое состояние системы, в которой элементы согласованы и упорядочены в рамках определенной целостности. В логической фазе цикла оно называется тезисом. Исходное положение объекта имеет, конечно, противоречия, но они еще не развиты, не обнаруживают себя внешне или не фиксируются логически.

Первой стадией циклического процесса является отрицание, когда объект переходит в свое иное. Отрицание есть необходимая сторона развития всех природных, К. Маркс, — независимо от его содержания, можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой... Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования”. Так, развитие земной коры прошло через ряд геологических эпох. Возникновение растения из семени, цветка из почки, плода из цветка – необходимые этапы развития, каждый из которых есть отрицание предыдущего этапа. Появление реактивных самолетов явилось отрицанием поршневых, новые теории отрицают старые. Отрицание старого происходит в результате действия объективных законов, как процесс разрешения, главным образом внутренних противоречий.

В объективном мире и сознании существуют различные формы и виды отрицаний. Их можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от того, относится ли отрицание к материальному объекту или к области познания различают онтологические и гносеологические формы отрицания. Последние в свою очередь делятся на диалектические и недиалектические, формально-логические. Диалектическими отрицаниями они называют такие, которые выступают как условия и момент развития, момент связи нового со старым. К недиалектическим же относят те, которые приводят к прекращению развития данного конкретного объекта – гибель, уничтожение, распад, разрушение и т.д. В ряде источников такие отрицания называют деструктивными; часто их квалифицируют как метафизические. Дело в том, что старая метафизика вообще отрицала развитие как движение от низшего к высшему. Однако движение по кругу и регрессивное движение метафизиками признавались. Диалектическое отрицание не просто удерживает часть отрицаемого, но преобразует его применительно к новому качеству. Развитие совершается таким образом, что оставшиеся от старого элементы структуры и соответствующие им свойства приобретают при этом новые свойства, подчиняются новым законам.

Способы отрицания старого новым могут быть самыми различными. Однако при всем разнообразии способов диалектического отрицания их можно разделить на два вида в зависимости от характера разрешаемых противоречий и содержания качественных изменений.

Первый – отрицание элементов старого при сохранении основ существующего. Так происходит, например, при модернизации данного любого вида техники, при появлении новых идей в науке, если они включаются в нее при сохранении ее принципиальных основ.

Второй род диалектического отрицания совершается тогда, когда развитие становится уже невозможным при сохранении данного качества. В этих случаях отрицание совершается более глубоко и основательно. Примером тому может служить замена поршневого самолета реактивным.

В общественном развитии первый род отрицания характерен для изменений внутри данной общественно- экономической формации, второй – для перехода от одной формации к другой. Но в обоих случаях происходит движение от низшего к высшему при сохранении определенной преемственности.

Таким образом, диалектическое отрицание выполняет роль связующего звена между старым и новым, обеспечивая преемственность в развитии. По своему характеру преемственность может быть как позитивной, так и негативной.

Рассмотрение сущности диалектического отрицания, выясняет лишь одну важную сторону закона отрицания отрицания. Отрицанием исходной ступени диалектический процесс развития не заканчивается. Непрекращающаяся борьба противоположностей закономерно ведет к тому, что возникшее в результате первого отрицания явление также подвергается отрицанию. В следующих друг за другом отрицаниях и обнаруживаются важнейшие черты развития - его направленность, особенности и формы. Их и отражает закон отрицания отрицания. В немарксистской философии существуют две противоположные точки зрения по вопросу о направленности развития. Одна из них абсолютизирует круговорот, другая – регресс.

Концепция круговорота исходит из того, что движение, развитие происходит по замкнутому кругу, как простое повторение одних и тех же этапов. Наиболее четко ее выразил Д. Вико. Все народы, по его мнению, проходят одинаковый путь развития: детство, когда господствует религия и традиции; затем юность с господством аристократии и рыцарства; наконец зрелость, когда процветают наука и демократия; после этого общество идет вспять, к закату и цикл повторяется.

В современной философии подобные же взгляды отстаивали А. Тойнби, П. Сорокин, Ортега-и-Гассет и другие. Так П. Сорокин историю сравнивает с мелодией, которую оркестр исполняет постоянно, но каждый раз в новой аранжировке.

Материалистическая диалектика не отрицает возможности кругового движения или “развития в одной плоскости”. Однако чистого круговорота нет ни в природе, ни в обществе, ни в мышлении. Постепенно меняется наследственность живых организмов, орбита Земли и планет. Нет чистой повторяемости и в развитии обществ. “Развитие в одной плоскости” означает направление развития, выражающее частное усовершенствование системы...”. В концепции же круговорота игнорируются эти изменения. Но главное заключается в том, что исключается возможность поступательного прогрессивного развития. Круговорот не может быть единственной формой движения, развития.

Концепция регресса исходит из того, что все развитие идет вспять, назад. Еще древнегреческий поэт Гесиод считал, что общество развивалось по восходящей линии до так называемого “золотого века”, когда люди были хотя и бедны, но равны. После этого развитие якобы приобрело регрессивный характер. В современных условиях эта концепция получила воплощение в книгах Р. Арона “ Разочарование в прогрессе” и Ф. Баумера “Апокалиптика 20-го столетия”, в которых отрицается прогресс в распределении материальных благ, политике, нравственности и т.д.

Марксистская диалектика, разумеется, не отрицает регрессивных движений, в том числе и в истории общества. “...Представлять себе всемирную историю, - указывал В.И. Ленин, - идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно”. Но регресс не является единственной, даже не выступает преобладающей формой развития. Важнейшей формой развития, по крайней мере, на нашей планете и в обществе, является поступательная. Чем характеризуется поступательность развития? Диалектически отрицая старое и при этом, вбирая в себя его положительные черты, новая система оказывается лучше организованной, а, следовательно, лучше приспособленной к существованию и дальнейшему развитию. Так, в результате повторения диалектических отрицаний неизбежно происходит накопление содержания, обогащение развивающегося явления новыми качествами. С каждым новым отрицанием она поднимается на более высокую ступень.

Поступательность развития проявляется всюду. В неорганической природе ее можно проследить в усложнении материи: элементарные частицы –атомы –молекулы –макротела -мегатела. В живой природе наблюдается движение от простейших одноклеточных до сложнейших многоклеточных организмов с высокоорганизованной нервной системой. В обществе - от простейших орудий труда к сложнейшим машинам-автоматам. В познании - от ощущений к созданию теорий. Таким образом, диалектика признает ведущую роль именно “поступательного движения, которое сквозь все зигзаги и сквозь все временные попятные шаги прокладывает себе путь от низшего к высшему...”