Понятие картины мира
Картина мира выступает как продукт деятельности людей и несет в себе момент субъективного. Она обнаруживает онтологическую необходимость и гносеологические возможности человека.
Как элемент культуры картина мира носит аксиологический характер и способна выполнять практические, гносеологические и мировоззренческие функции. Специфической чертой картины мира является ее наглядность, образность.
Картина мира – это образ мира, его модель, которая зависит как от свойств мира, так и от уровня исторического развития, интересов и ценностей человека. В картине мира мир предстает как нечто внешнее для субъекта, как объект, хотя человек занимает в нем определенное место.
Картина мира выполняет две существенные функции: во-первых, она отражает действительные связи человека с миром, которые объективно выражаются в общественной практике. В связи с этим, картина мира выполняет ориентировочную функцию, являясь фундаментальной опорой человеческого существования. Во-вторых, изменения в общественно-исторической практике порождают изменения и в информационном поле культуры, однако в картине мира закрепляются лишь те трансформации, которые имеют продуктивный характер. Таким образом, нужно говорить и об адаптивной функции картины мира. Очевидно, что эти две функции переплетаются, создавая определенное регуляторное поле культуры.
Условно можно выделить мифологическую, религиозную, философскую, научную, обыденную. Такая дифференцированность условна, так как все картины мира переплетаются и влияют друг на друга, к тому же в практике общественного сознания они не встречаются в чистом виде.
Исторически первой сформировалась мифологическая картина мира. Она лишена основания для расчленения своих составных частей. В этой картине мира ее элементы спаяны в образное, синкретическое, целостное представление о явлениях природы и общественной жизни. Природные силы как элемент религиозно-мифологического мировоззрения интересуют человека в той степени, в какой они вторгаются в его жизнь и определяют эту жизнь и само человеческое существование, его предметно-практическое отношение к природе.
Мифологическое мировосприятие какого-либо явления связано с игнорированием реальных причинных связей этого явления; в лучшем случае внимание обращается на пространственно-временные связи.
Мифология дает эмоциональную, а не рациональную картину мира. В мифологии различие между реальностью и видимостью лишено смысла. Все, что способно воздействовать на ум, чувство, волю утверждает свою жизненную реальность. В связи с этим не существует никакой причины полагать, что сны, например, должны считаться менее реальными, чем впечатления, полученные наяву; галлюцинации — тоже реальны.
Мифологическое мышление, не различая природного и человеческого, растворяя человеческое в природном, дает чувство единства с силами природы, укрепляет волю и сплачивает первобытный коллектив. Если не различается воображаемое и реальное, то ничего невозможного не существует.
Специфической особенностью мифологической картины мира является ее ритуально-магическая составляющая. Она направлена на поддержание и реконструкцию этического и социального равновесия в обществе посредством ритуала, обычая, обряда, магии, гадания. Она реализуется в трех планах: прогностическом, магическом и творчески-преобразовательном.
Характеризуя религиозную картину мира, отметим, что данный тип картины мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей. Главным свойством религиозной картины мира является удвоение мира, разделение его на два противоборствующих начала.
Религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности. Различие это имеет первостепенное значение для понимания этого подхода. Дело в том, что религиозная концепция бытия дуалистична, поскольку она противопоставляет абсолютное, сверхъестественное бытие всему многообразию естественных вещей.
Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, религиозная вера, языковое выражение с помощью религиозной лексики и других специальных знаков. Все эти свойства тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Религиозная вера – это интегративная черта религиозного сознания. Это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идей при нехватке достоверной информации. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.
Научная картина мира – это нечто значительно более широкое, чем та или иная конкретная научная теория или даже совокупность научных теорий. Это общее представление о мире в целом. Общая научная картина мира, складывающаяся из картины природы, формируемой естествознанием, и картины общества, создаваемой обществознанием, дает единое, целостное представление о фундаментальных принципах развития природы и общества. Между научной картиной естествознания и картиной обществознания - глубокая внутренняя связь, которая находит свое конкретное воплощение в существовании общей научной картины мира. Поскольку общие понятия, принципы, изучаемые в рамках философии, тесно связаны друг с другом, постольку возникает вопрос об их различии и специфике.
Научная картина мира представляет собой целостный образ предмета научного исследования в его главных, системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития.
Научная картина мира развивается, с одной стороны, под непосредственным воздействием новых теорий и фактов, а с другой – испытывает на себе влияние господствующих ценностей культуры, меняется в процессе их исторической эволюции, оказывает на них активное обратное воздействие – это крайне важно для целостности восприятия окружающего мира в процессе получения знаний о мире.
Картины мира исторически изменчивы, но раз возникнув, продолжают функционировать, занимая определенную нишу в человеческом сознании.