Надземные переходы трубопроводов
При устройстве надземных переходов через естественные и искусственные препятствия следует максимально использовать несущую способность самого трубопровода. В отдельных случаях при соответствующем обосновании для прокладки трубопроводов применяются специальные мосты. Прокладка трубопроводов по автодорожным мостам допускается в виде исключения, так при проектировании трубопровода в соответствии с требованиями к категории В и получении разрешения от заинтересованных организаций.
Наиболее простыми в исполнении являются балочные системы переходов (простые и усиленные). В тех случаях, когда по условиям рельефа местности, режима преграды, сложности устройства промежуточных опор или по другим соображениям величина необходимого расстояния между опорами больше той, которая может быть перекрыта балочными системами, следует применять висячие системы (вантовые, одноцепные и др.) или арочные конструкции.
Арочные конструкции переходов следует применять там, где по условиям эксплуатации дороги или водной преграды трубопровод должен быть приподнят на значительную высоту.
Величина перекрываемого пролета и конструктивная схема перехода устанавливаются в зависимости от характера препятствия, требований заинтересованных организаций, охраны окружающей среды, надежности эксплуатации и технико-экономических соображений.
При надземном пересечении оврагов, балок, ущелий каналов, рек и других водных преград расстояние от низа трубы или конструкций пролетного строения следует принимать:
-при пересечении оврагов, балок, малых водотоков, а также стоячих озер — не менее 0,5 м до уровня воды при 5% обеспеченности;
-при пересечении несудоходных, несплавных рек, большим оврагов, где возможен ледоход, и озер с поворотным течением воды и перемещением льда — не менее 0,2 м до уровня воды при 1% обеспеченности и от наивысшего горизонта ледохода;
-при пересечении судоходных и сплавных рек — не менее величины, установленной нормами проектирования подмостовых габаритов и требованиями проектирования мостов.
При наличии сплава и корчехода следует учитывать возможность образования заломов и заторов и расстояние до уровня воды при 1% обеспеченности увеличивать до 1 м.
Пролеты надземных балочных переходов систем трубопроводов могут быть увеличены за счет помещения рабочего трубопровода в трубу большего диаметра, совместной работы двух труб, устройства шпренгелей и др. Непосредственная приварка к рабочему трубопроводу усиливающих элементов не допускается.
Совместная прокладка на одних опорах групповых надземных переходов трубопроводов и электролиний разрешается только для сетей, предназначенных для обслуживания трубопроводов (кабелей сигнализации, диспетчеризации, электропривода задвижек).
При этом электропроводка должна располагаться в трубах ниже трубопроводов на самостоятельных кронштейнах или подвесках.
На переходах через водные преграды по технологическим мостам допускается совместная прокладка газопроводов и совместная прокладка трубопроводов с жидкими горючими средами, если указанные трубопроводы относятся к одному технологическому узлу, например трубопроводы от одной дожимной насосной станции (ДНС).
При прокладке надземных трубопроводов в затоплямых поймах рек и водоемов, вне границ ледохода допускается временное затопление их водой при обеспечении условий, предотвращающих всплытие опор и самих трубопроводов. Изоляция таких участков должна быть усиленной.