Характер отношений с властными структурами и их представителями
Отношения с чиновниками, с представителями власти (федеральной или местной, в зависимости от масштабов предприятия) являются одним из самых острых вопросов современной российской деловой жизни. С одной стороны, властные структуры являются объектом жесткой непрекращающейся критики со стороны предпринимателей. Вместе с тем зависимость от решений властей — разрешений или запретов, порядка распределения ресурсов и льгот — как правило, высока. Осуществляя контроль от имени государства, чиновники — эти агенты политической власти в экономическом пространстве (по меткому выражению В.В. Радаева) — реализуют собственные интересы, которые могут сильно расходиться с интересами их. могучего принципала. В итоге бюрократические барьеры, хроническая нехватка элементарной информации о принятых регулятивных актах порождены не столько чьей-то "неразвитостью", сколько потребностью сохранить реальный бюрократический контроль над деятельностью предприятий в условиях, когда государство переуступило многие права собственности в пользу предпринимателей.
Международные исследования последних лет неизменно отмечают высокий уровень коррупции в России. Так, по обследованию, проведенному Международной организацией по вопросам прозрачности (77) в 1999 г., Россия занимает 82-е место из 99 стран с рейтингом 2,4 по шкале от 0 (наиболее высокий уровень коррупции) до 10 (минимальный уровень коррупции). Европейский банк реконструкции и развития и Всемирный банк подготовили обзор условий экономической деятельности предприятий в странах бывшего социалистического лагеря. Средний размер расходов предприятий на взятки в странах бывшего СССР составляет 5,7% их среднегодовых доходов. А в странах Центральной и Восточной Европы — 3,3%. Наибольшие суммы на взятки тратят грузинские предприятия — больше 8%, на Украине — 6,5%. А российским предпринимателям живется "совсем легко": на взятки уходит "лишь" 4% с небольшим годовых доходов предприятий. Заодно обзор упомянул и то, что основное бремя коррупции несут частные компании, а не предприятия, работающие в госсекторе. О распространенности вымогательств наглядно свидетельствуют следующие данные: почти 9 из 10 руководителей считают, что вымогательства имеют место, в том числе 38% опрошенных уверены, что вымогательства встречаются часто. И только 13% не наблюдают этого явления.
Очевидно, что проблема "повышения этичности" российского предпринимательства будет во многом зависеть от осуществления проду-
Преяприниматели и благотворительность 263
манной и последовательной стратегии борьбы с коррупцией. При этом необходимо учитывать, что любая серьезная попытка обуздания коррупции должна начинаться с устранения возможностей и причин, порождающих коррумпированное поведение.