Характер отношений с властными структурами и их представителями

Отношения с чиновниками, с представителями власти (федераль­ной или местной, в зависимости от масштабов предприятия) являются одним из самых острых вопросов современной российской деловой жизни. С одной стороны, властные структуры являются объектом жесткой не­прекращающейся критики со стороны предпринимателей. Вместе с тем зависимость от решений властей — разрешений или запретов, порядка распределения ресурсов и льгот — как правило, высока. Осуществляя контроль от имени государства, чиновники — эти агенты политичес­кой власти в экономическом пространстве (по меткому выражению В.В. Радаева) — реализуют собственные интересы, которые могут сильно расходиться с интересами их. могучего принципала. В итоге бюрократи­ческие барьеры, хроническая нехватка элементарной информации о принятых регулятивных актах порождены не столько чьей-то "неразви­тостью", сколько потребностью сохранить реальный бюрократический контроль над деятельностью предприятий в условиях, когда государ­ство переуступило многие права собственности в пользу предпринима­телей.

Международные исследования последних лет неизменно отмечают высокий уровень коррупции в России. Так, по обследованию, прове­денному Международной организацией по вопросам прозрачности (77) в 1999 г., Россия занимает 82-е место из 99 стран с рейтингом 2,4 по шкале от 0 (наиболее высокий уровень коррупции) до 10 (минималь­ный уровень коррупции). Европейский банк реконструкции и развития и Всемирный банк подготовили обзор условий экономической дея­тельности предприятий в странах бывшего социалистического лагеря. Средний размер расходов предприятий на взятки в странах бывшего СССР составляет 5,7% их среднегодовых доходов. А в странах Цент­ральной и Восточной Европы — 3,3%. Наибольшие суммы на взятки тратят грузинские предприятия — больше 8%, на Украине — 6,5%. А российским предпринимателям живется "совсем легко": на взятки ухо­дит "лишь" 4% с небольшим годовых доходов предприятий. Заодно обзор упомянул и то, что основное бремя коррупции несут частные компании, а не предприятия, работающие в госсекторе. О распростра­ненности вымогательств наглядно свидетельствуют следующие данные: почти 9 из 10 руководителей считают, что вымогательства имеют мес­то, в том числе 38% опрошенных уверены, что вымогательства встре­чаются часто. И только 13% не наблюдают этого явления.

Очевидно, что проблема "повышения этичности" российского пред­принимательства будет во многом зависеть от осуществления проду-


Преяприниматели и благотворительность 263

манной и последовательной стратегии борьбы с коррупцией. При этом необходимо учитывать, что любая серьезная попытка обуздания кор­рупции должна начинаться с устранения возможностей и причин, по­рождающих коррумпированное поведение.