Посещение лиц, лишенных свободы.

Женевские конвенции предоставляют делегатам МККК право посещать во время международного вооруженного конфликта военнопленных, а также интернированных гражданских лиц. Мешать делегатам МККК выполнять их задачу – значит нарушать гуманитарное право. Статья 3, общая для всех Женевских конвенций, разрешает МККК во время немеждународных вооруженных конфликтов предлагать свои услуги с целью посещения лиц, содержащихся под стражей. При беспорядках и других ситуациях насилия внутри страны МККК также может выступить с подобным предложением. Иными словами, при международных конфликтах делегаты МККК обладает очень большими правами: воюющие стороны обязаны предоставлять им доступ в лагеря военнопленных и места интернирования гражданского населения, делегаты МККК имеют право беседовать с задержанными без свидетелей, передавать им посылки с гуманитарной помощью, письма от их родных (послания Красного Креста), имеют право посещать лагеря пленных или места интернирования столько раз, сколько сочтут необходимым; посещать все помещения, где содержаться военнопленные, принимать жалобы от военнопленных и интернированных лиц…

В случае немеждународных вооруженных конфликтов или ситуаций насилия внутри страны возможности МККК более ограничены: МККК обладает правом инициативы, то есть может предложить государству свои услуги или же может откликнуться на просьбу государства о предоставлении помощи. Однако власти государства в данном случае имеют право не обращаться за помощью к МККК и отказаться от предложенных им услуг. Хотя оказание Международным Комитетом Красного Креста помощи жертвам войны ни в коей мере не является посягательством на государственный суверенитет или попыткой легализации повстанческих вооруженных формирований.

Посещение лиц, лишенных свободы, осуществляется делегатами МККК во-первых, для того, чтобы предоставить этим людям защиту (предотвратить бесследное «исчезновение» людей, жестокое обращение с ними, пытки и т.п.), во-вторых, для того, чтобы следить за условиями их содержания, добиваться того, чтобы эти условия отвечали требованиям, указанным в Женевских конвенциях 1949 г., в-третьих, для того, чтобы передать лицам, лишенным свободы, посылки с гуманитарной помощью, послания Красного Креста и т.д.

В случае, когда делегаты сталкиваются с нарушениями норм гуманитарного права, МККК конфиденциально обращается к властям, несущим за это ответственность. Если это не действует, и серьезные нарушения норм МГП продолжают происходить, МККК может выступить с публичным осуждением – если есть уверенность, что это не причинит дополнительного вреда лицам, ставшим жертвой нарушений. Но публичное осуждение – крайняя мера, к которой МККК прибегает только в исключительных случаях. Дело в том, что эта Международный Комитет Красного Креста очень дорожит своей репутацией нейтральной и беспристрастной организации. Именно эта репутация позволяет депутатам МККК реально получать доступ в лагеря военнопленных, места интернирования, заключения и работы, независимо от того, на территории какой воюющей стороны они находятся, и оказывать жертвам войны конкретную помощь. Именно ради этого представители МККК не вступают ни в какие споры политического и идеологического характера, не выясняют, кто прав, кто виноват в данном конфликте, держат в тайне то, что им довелось увидеть в лагерях пленных, местах интернирования и т.д. (Поэтому, например, журналист поступит некорректно, если станет расспрашивать делегата МККК о том, что тот увидел в лагере военнопленных, несмотря на то, что тот мог увидеть очень много интересного).