Советская культура между мировыми войнами (1917-1940).

Культурная жизнь СССР в 60-80-е. гг.

Советская культура между мировыми войнами (1917-1940).

2. Советская культура во время ВОВ и в послевоенный период (1941-1950 –е. гг.).

Культурные преобразования в 20-30-х гг.

С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии и общественной собственности на средства производства. Народным комиссаром по делам просвещения был назначен А.В. Луначарский ( 1874-1933 ). Политика Советского государства и большевистской партии в области культуры получила название культурной революции. Ее важнейшими задачами являлись: формирование подлинно народной, социалистической культуры; ликвидация неграмотности населения, создание новой системы народного образования, все общее обязательное обучение на языках народов России, приобщение широких масс к достижению общечеловеческой культуры, подготовка кадров народной интеллигенции из рабочих и крестьян, обеспечение расцвета науки и искусства.

Культурное строительство началось в сложных условиях. Российская интеллигенция в зависимости от ее отношения к Октябрьской революции разделилась на тех, кто поддерживал советскую власть, колеблющихся и выступавших против советской власти. Среди первых были: ученые К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, И.П. Павлов, А.П. Карпинский, И.М. Губкин, И.Р. Александров, Н.Е. Жуковский, поэты В.В. Маяковский и А.А. Блок, режиссеры Е.Б. Вахтангов и В.Э. Мейерхольд и др. Часть интеллигенции вначале отказывалась от какого-либо сотрудничества с советской властью. К сожалению, государство же не ограничилась попытками привлечь интеллигенцию к участию в социалистическом строительстве, а перешло к репрессиям. В1922 г. большая группа ученых, деятелей искусства решением советской власти была выслана из России. Среди них были ученые, философы Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков.

Первоочередной задачей культурного строительства была ликвидация безграмотности (ликбез). 26 декабря 1919 г. СНК РСФСР издал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Этот декрет обязывал все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Повсеместно создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой неграмотность» возглавили М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков, пунктов, в которых грамоте обучались дети, и взрослые. В 1917-1920 гг. ликвидировали неграмотность около 7 млн. чел., в том числе 4 млн. женщин.

Наука

Мировая и гражданская война сильно подорвали научный потенциал России. Политика Советского государства в области науки и техники состояла в восстановлении научного потенциала страны и привлечении ученых к решению задач социалистического строительства. Система организации науки подверглась изменениям: сохранились традиционные научные учреждения, например Академия наук, научные институты и университетская база науки и возникли новые учреждения – специализированные научно-исследовательские институты. В 1917-1922 гг. число научных учреждений увеличилось в три раза по сравнению с 1913 г. К В конце 30-х гг. в СССР было около 1800 научно – исследовательских учреждений, а число научных работников достигло почти 100 тыс. чел.

Крупными достижениями были отмечены естественные и точные науки, связанные с именами И.П. Павлова (1849 – 1936), В.И. Вернадского (1863 – 1945), А.Н. Крылов (1879 – 1955), Н.Е. Жуковского (1847 – 1021).

Литература

Советскую литературу создавали писатели Л. Леонов (роман “Барсуки”, 1924; «Вор», 1929), М.А. Шолохов (« Донские рассказы», 1926; «Тихий Дон», 1928-1940), Л.Н.Сейфуллина (повести «Правонарушители» 1922, «Виринея», 1924),А.А.Фадеев (роман «Разгром», 1927; «Последний из Удэге», 1929-1940), поэты В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев, Н.С. Тихонов, А.А. Жаров и др.

В 1934 г. возникла профессиональная организация литераторов – Союз писателей СССР, который возглавил М. Горький, пользующийся непререкаемым авторитетом в литературном и общественной жизни. В романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936) он показал широкую картину социальной, политической и духовной жизни предреволюционной России.

Искусство

Художники стремились найти новые средства и формы изображение советской деятельности. Картины, которые были приняты широкой общественностью: «Председательница» Г.Г. Ряжского (1895 – 1952), «Тачанка» М.Б. Грекова (1882 1934), «Расстрел 26 бакинских комиссаров» И.И. Бродского (1884-1939), «На стройке новых цехов» А.А. Дейнеки (1899-1969).

Быстро обновили свой репертуар драматические театры, стремившегося показать героя, осознавшего величины революции: «Броненосец 14-69» В. В. Иванова (1895-1963), «Любовь Яровая» К.А, Тренева (1876-1945), «Разлом» Б.А. Лавренева (1891-1959).

В 1918 г. в ведение государством перешли крупнейшие музыкальные учреждения: консерватории, Большой театр, Марийский театр. Были созданы новые концертные и музыкально-просветительские организации. Организованы самодеятельные коллективы. Репертуар музыкальных театров составляли в целом классические произведения. В 1927 г. Р.М. Глиэр (1874-1956) написал балет «Красный мак», ставший классикой советской балетной музыки.

В 20-х гг. успешно работал Д.Д. Шостакович (1905-1975). Огромный интерес у советских слушателей вызвали такие произведения С.С. Прокофьева (1891-1953), как опера «Любовь к трем апельсинам» на сюжет К. Гоцци и балет «Ромео и Джульетта» - выдающиеся произведение советского мирового музыкального искусства.

В 1925 г. на экраны вышли историко-революционные фильмы С.М. Эйзенштейна (1898-1948) «Стачка» и «Броненосец Потемкин», ставший шедевром советского мирового киноискусства. В 30-е гг. патриотическая тема была им воплощена в фильме «Александр Невский». Значительным событием в культурной жизни советского общества был выход на экраны страны кинокомедий Г. Александрова (1903 - 1983) «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь».

Архитектура

Развитие архитектуры в советский период определялось плановым развитием всего народного хозяйства. В годы индустриализации и первых пятилеток были построены такие промышленные гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты, Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Уральский завод тяжелого машиностроения и т. д. Строились жилые дома, общественные здания новых типов (дворцы культуры, клубы, детские ясли и сады).

В архитектуре 20–х – начале 30-х гг. выделялись направления «конструктивистов» (братья Л. и В. Веснины, М. Гинсбург) и «рационалистов» (К. Мельников, Н. Лазовский). Широкое развитие получило строительство жилых, административных, транспортных, культурно-бытовых и других сооружений. Началось строительство Московского метрополитена, канала Москва-Волга, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.

2. Советская культура во время ВОВ и в послевоенный период (1941 – 1950-е. гг.).

Великая Отечественная война внесла огромные изменения в культурную жизнь советских людей. Подверглись перестройке учреждения культуры, усилились роль радио, печати, кинематографии. Уже в начале войны были созданы фронтовые бригады и театры. В тяжелейших условиях военного времени продолжали работать библиотеки, музеи, театры. Многие учреждения были перебазированы из прифронтовых районов на Восток.

Произошли изменения в высшей школе. Многие крупные вузы были эвакуированы. Число вузов в стране уменьшилось с 817 до 469. Прием студентов уменьшился на 41%. А численность студентов – в 3,5 раза. Государство приняло меры по стабилизации контингента студентов; срок подготовки специалистов был сокращен до 3-3,5 лет, расширился прием в вузы девушек.

Большой вклад в победу внесла наука. Главными направлениями научных исследований были: изучение военно-технических проблем, внедрение научных открытий в производство. Сосредоточение сырьевых ресурсов страны на нужды фронта. Группа ученых под руководством И.И. Алиханова (1904-1970) и Д.В. Скобельцина (1892-1990) изучала космическую радиацию. Л.Д. Ландау (1908-1968)разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую ему была присуждена Нобелевская премия. И.В. Курчатов (1903-1960) работал над созданием атомной бомбы. Советские геологи исследовали новые месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение (марганец, бокситы, молибден).

А.П. Александров (1903-1993) разработал методы размагничивания кораблей. Е.О. Патон (1870-1953) разработал и внедрил в производство автоматическую сварку брони. Химики разработали методы получения ацетона, спиртов, пластмасс для вооружения.

Над совершенствованием боевого оружия работали ученые, конструкторы, инженеры и техники, создание образца вооружения, превосходившее немецкие. Авиаконструкторы А.С. Яковлев, А.П. Туполев, Ф. А. Лавочкин, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, В.М. Петляков и другие улучшали существующие образцы машин. В конце войны начались испытания реактивных самолетов. Советские танки, сконструированные А.А. Морозовым, Ж..Я. Костиным, А.Ф. Шамшуриным, по боевым качествам значительно превосходили находившиеся на вооружении вражеской армии.

Художественная культура

Значительная роль в достижении победы литературы и искусстве, ведущей темой которых были патриотизм и гражданственность. Живейший интерес как на фронте, так и в тылу вызывали произведения М.А. Шолохова, А.Н. Толстого, Л. Леонова, А. Фадеева, Б. Полевого, стихи К. Симонова, А. Твардовского, С. Маршака, В. Инбер, Н. Тихонова. Большим успехом пользовались пьесы «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К, Симонова.

В годы войны развивалось музыкальное искусство и прежде всего песенный жанр. Особой популярностью пользовались песни М, Блантера, И. Дунаевского, Б. Мокроусова, В. Соловьева-Седого, А. Александрова. Д.Д. Шостакович написал выдающуюся Седьмую (Ленинградскую) симфонию, воплотившую невинность советских людей к врагу и веру в победу.

С окончанием войны надежда советских людей, проявивших невиданный героизм и мужество, на ослабление административно-командных методов руководства обществом не оправдались. В художественной культуре искусственно насаждался образ страны свободного и процветающего общества. Однако, хотя и с большим трудом, правда о действительности пробивала себе дорогу, в культурной жизни были заметны позитивные тенденции.

В послевоенный период основной задачей в области образования было введение обязательного семилетнего обучения для детей. Расширилась подготовка учительских кадров, быстро росла сеть вечернего и заочного образования как в средних школах, так и в вузах.

Факторами, мешавшими развитию науки, было пренебрежительное отношение к достижениям научно-технической мысли западных стран. Генетика была объявлена лженаукой. Но благоприятными оказались условия для развития отраслей науки, имеющих оборонное значение: ядерной физики, радиационной биологии, биохимии.

В стране усилился идеологический контроль, негативно сказавшийся на развитии культуры. Между тем война, давшая мощный толчок творчеству, побуждал сказать правду о войне. Такими произведениями стали повесть В. Некрасова (1911-1986) « В окопах Сталинграда» (1946) и роман А. Фадеева (1901-1956) «Молодая гвардия» (1945).